ulawa (ulawa) wrote,
ulawa

Западная Монголия 2015: заброска

11.06.2015. чт
Летели Аэрофлотом. Прямым рейсом из Москвы в Улан-Батор. 8 часов полета.
В самолете с нашей стороны не было окна. Поэтому пытались спать. Но как-то не получилось.
Прилетели в 7 утра.
По прилету нам не выдали баул (у нас два баула с велосумками обычно), что было абсолютно жестоко. В офисе аэрофлота сказали позвонить им в 15.00, узнать, что с нашей сумкой. Мы были не одни такие несчастные. С нами в самолете летела пара съемочных групп из Европы. И им тоже что-то не положили в самолет. Мы еще очень боялись, что мешок попросту украли.
В окружившей нас на улице толпе таксистов оказался Инхе, говоривший по-английски и немного по-русски, и давший нам телефон нового хостела в центре Улан-Батора. Сначала мы отказывались с ним ехать, решив собраться и доехать на велах. Но внезапно поняли, что именно в том забытом бауле у нас ремнабор, тормозные диски и даже эксцентрики. Жесть, в общем.
Пришлось ехать в хостел на такси (взял 30000 тугров с нас). Инхе, как оказалось, один из основателей Modern Mongol hostel'а, расположенного действительно в центре (ресепшн работает с 10 до 23). В пяти минутах ходьбы от площади Чингисхана с учетом светофоров. Кровать в дорме стоит 15 баксов, а номер - 25. Мы что-то решили в номере поселиться. Не любим мы общие комнаты. Потом Инхе же свозил нас пообедать в чудесный ресторан Mongolian’s pub. Крутой интерьер у паба. Как в музее обедаешь: старая юрта в углу, по обеим сторонам зала и в центре стоят витрины с образцами предметов быта и декоративно-прикладного искусства. Ляпота. Попробовали цай - соленый травяной чай с молоком и жиром. Он оказался специфическим на вкус, но тем не менее вкусным и сытным. Подавался в огромнейших пиалах. А мы еще заказали сразу бууз и хушуур. Буузы (позы) огромные "манты" из тонкого теста с бараниной. А хушууры - типа чебуреков, жареных в жире тоже с бараниной внутри. Очень вкусно и то, и другое. А еще заказали ребер что ли. И вот они были неудачны. Жестко. Все подается с салатом и соусом. В общем, в нас не влезло. Но нам завернули с собой.
Вернувшись в хостел и простившись с Инхе, завалились поспать пару часов.
Проснувшись, позвонила я в аэропорт. Мне пообещали привезти мешок завтра. Можно либо приехать за сумкой самим с 7 до 8 утра в аэропорт, либо после 10 забрать ее из офиса, который находится на улице Сеула. Думаем поехать к аэропорту со всеми вещами на Инхе опять, там собраться и рвануть на автовокзал. Так ближе к вокзалу. Но дороже.
Съездили на автобусах на автовокзал Драгон. Автобус № 27 ходит по улице Мира. Стоит 500 тугров. Люди отзывчивые. Зрелые люди обычно говорят немного по-русски, так как либо учили его в школе, либо учились в России.
Вокзал цивильный. Но перед ним есть еще старый вокзал что ли: громкозазывающая всех проходящих площадь с минивэнами и ПАЗами, за которой неприятного вида торговый центр.
Здание автовокзала

Внутри на первом этаже кассы и информаторий. В информатории говорят только на монгольском. А в кассах можно найти русскоговорящую тетеньку. Однако, билеты заранее мне что-то не продали.
Сфотографировала на всякий случай расписание.

Важно вот что: покупая билеты в Цэцэрлэг (а нам именно туда) надо уточнить, что это в Архангай или произнести Эрдэнэбулган (не помню уже, что это значит). Потому что Цэцэрлэгов два.
Отправились гулять, что уж. В прошлый раз из окошка автобуса я разглядела какой-то монастырь на горе. Решили доехать до него, а оттуда пойти дальше пешком.
Городские автобусы хуже наших образца 90х. Вонючие, пыльные, какие-то сумрачные.
К монастырю ведет аллея, которая не хочет зарастать нормально травой, как ее ни поливают. А по сторонам стоят разные интересные здания, типа музеев.

Оказалось, что мы поднялись к крупнейшему буддийскому монастырю Улан-Батора Гандантэгченлин. "В период с 1944-го по 1990 год был единственным действующим местом отправления культа в Монголии. В настоящее время при нём находится более 150 монахов. В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары — «Мэгжид Жанрайсэг».
Он застраивается и реставрируется.

Особенно потрясла детская площадка на территории монастыря.

Вход свободный, хотя будка касс есть. А главный храм закрыт для посещений. Так что статую увидеть была не судьба.

Зато его охраняют забавные львы.

Погуляли по двору, любуясь на ступы с молельными барабанами и впервые видя настоящий гер (юрту) вблизи.

Отсюда видно, что до центра недалеко. На заднем плане фото торчит знаменитый "парус" - здание отеля "Голубое небо".

Вообще, в первую очередь нас потрясли крыши. Абсолютно китайские.

Доползли до площади Чингизхана уже к вечеру.

Хорошо, что мы унесли с собой почти половину заказанного в ресторане: не нужно искать ничего. Хотя я сходила быстренько в магазин купить еще чего-нить в автобус на завтра и так, попить.
Вообще, город нам показался неприятным, шумным, с большим трафиком, и грязным. Последнее наверно из-за пыли, гонимой всюду сильным ветром. Но это, как оказалось в конце похода, обманчивое впечатление.
Наш крутой хостел.

Чай и кофе можно налить у ресепшена. Готовить на кухне мы не пробовали. Но разогревали еду, вынесенную из ресторана.

Душевые немного неудобные, так как нет разделения на М и Ж. Я только потом увидела расписание посещений для разных полов.

12.06.2015. пт. 10 км (асфальт 5, грунт 5). автобус из Улан-Батора в Цэцэрлэг.

Встали в 6 утра. Вчера Жень сидел трепался до 23 с мужиком.
Завтрак включен. Вполне себе европейский: какие-то хлопья с молоком, кофе и чай, тосты с джемом или маслом, яйца и печеньки.
Инхе отвез нас в аэропорт, где нам все же выдали сумку.
Пока собирали велы, к нам подходили посмотреть таксисты. Иногда щупали шины. Один представительного вида мужик поинтересовался на английском, не хотим ли мы их продать по окончании пути ;Р
Собрали велы, погнали на автовокзал. Поехали по короткой пыльной дороге. Трафик напрягающий. Дорога фиговая. Но ударными темпами кладут новую рядом.
Улан-Батор по дороге на вокзал.

Билеты мне продали за 23000 + 400 (как выяснилось, страховка) с каждого. Сначала я думала, что это велы столько стоят (400). Из-за этого вышел ужасный конфуз. Девушка в кассе, типа говорившая по-английски, не поняла, что мне надо велы оплатить.
К 10 утра билетов уже, считай, нет. Нам достались предпоследние места в большом автобусе на 45 мест.
Пообедали у вокзала в кафешке хушуурами и буузами. Последние оказались "крестьянскими" - из толстого теста, как для булок. Зато чай есть простой черный. А тетенька на кухне говорила по-русски.
Потупили еще немного в ожидании времени, когда уже можно было бы грузиться на автобус, отправляющийся в 14.00. И пошли к полудню на перрон.
Водила не хотел грузить велы. Уперся рогом. Я чуть не плача уговорила тетечку из кассы лет 45 выйти переводить нам, что не так. Выяснилось, что за велы надо отдать деньги водиле, сколько скажет, а 400 - это страховка. Отдали еще по 10000 тугров за каждый вел. А позже я поняла, почему водила так артачился и злобился: из 5 отделений, которые я принимала за багажные, вещи можно класть только в 2. И там уже лежат какие-то мешки и коробки. А еще каждый пассажир притаскивал с собой неимоверное количество тюков и коробок. Перед отправлением их трамбовали уже ногами. И все равно часть ехала в салоне автобуса. При этом и пассажиры, которым не хватило билетов в кассе, тоже ехали прямо на тюках в центральном ряду.
С нами в автобусе оказались независимая англичанка и очень разговорчивый поляк Кирилл. Он преподаватель немецкого, говорит свободно на английском и русском. Уже давно в Монголии, ночует в палатке. Рассказывал, что погода неопределенная: то вроде жарко, а то вдруг ливень. Так что неясно на что настраиваться. А еще рассказывал про птиц - он орнитолог-любитель. Успокаивал меня, что местные доброжелательные, простые. А ребятишки, вообще, просто чудо.
А! Забавно то, что ехали мы все в Цэцэрлэг, и у всех нас была разная информация о времени прибытия, хотя спрашивали все мы в кассах на вокзале. Такая вот она, Монголия.
Через 4 часа остановка на поесть и оправиться у хибарок с надписями "Газар", "Цайны газар", "Зоогийн газар". Выбор кафе огромен, типа, хотя по факту все подают одно и тоже за одинаковую цену. На улице пекло. Мы с Кириллом прячемся в тени автобуса.
Прибыли в 23.30. Значит, автобус шел 9 часов (он выехал позже времени отправления, что в Монголии не редкость). Уже темно.
На выгружающихся тут же напала толпа встречающих и таксистов. Кирилл растворился в ночи (он планировал встать за городом с палаткой). Англичанку уволокли таксисты. Нас тоже предлагали подкинуть до турбазы, где и расселить, но мы отказались, мотивируя это тем, что хотим уже покрутить педали сами.
Спасибо огромное всем, кто помогал собрать велы (таксисты, конечно. но и один парень монгольский, тоже говоривший по-русски, несмотря на молодой возраст).
Поехали в гестхауз в центре, в котором планировали залечь, так как предложенная турбаза оказалась далековато. Fairfield guesthouse дорог. Рядом в гостинице номер вышел бы дешевле, скорее всего. Но мы уже нацелились познать прелестей гостеприимства американца, поселившегося в Монголии. Оказалось, что американца сейчас нет. Весь персонал - монголы. Хоть по-английски говорят.
В номере занятно. Интерьер а ля гер ;р

Приятно то, что вода, чай, кофе и печеньки в номере (за кипятком только на ресепшн надо идти, но можно набрать в термос, в котором местные традиционно держат свой цай). А еще ковер порадовал. И тапки у них в гостиницах обычно есть. Душ на этаже. Велы поставили внизу в холле. Номера только двухместные, но с подселением, если ты приехал один. Номер обошелся нам в 85000 тугров.
Из минусов: входная дверь не открыта круглосуточно, а ресепшн на втором этаже. И звонка я не нашла. Стучалась в деревянную дверь, разбудив, наверно, остальных постояльцев.
Спать легли только в час ночи.