ulawa (ulawa) wrote,
ulawa
ulawa

Category:

Западная Монголия 2015: дни 5-9

17.06.2015. среда. 63 км (грунт). степь на Идэрийн гол - степь.

Утром +13, но солнечно. Ветер поначалу попутный, днём как всегда, крутит.
Поначалу дорога приятная. Накатанная добростепь. Идет вдоль все той же реки Идэрийн, на которой гнездятся какие-то странные гуси-лебеди и огари. Русло поросло уже виденными "ирисами". Порой встречаются отдельные деревья или группки. Красивые виды.





Почти у выезда на основную дорогу присели передохнуть. Из юрты на берегу тут же к нам приехал дядька лет 40 и звал к себе цай пить. Мы вежливо отказались.
За километр до основной дороги нужно пересечь реку, впадающую в Идэрийн. Мост есть, но он не соединен с дорогой. Пришлось бродить.
На основной начался каменисто-гребеночный трэш, который местами мы объезжаем по "дублерам". Она перестраивается. Обещают заасфальтировать к 1 июля до Тосонцэнгэла. Мне не верится в их ударные темпы.
Долина все так же прекрасна.





Потом нужно влезть в небольшой перевал по запесоченной и гребеночной дороге. И мы спускаемся к Их-Уулу.







Перед Их-Уул старый мост обвалился, а новый ещё не достроен. Часть автомобилей бродит широкую реку. Пешеходам, мотоциклистам и нам проехать по новому мосту уже можно.
Мы ехали по левому берегу Идэрийна, но есть по правому новая дорога. От Джаргаланта на неё ведёт отличный новый мост. И большая часть трафика там. Теперь ясно, почему.



После Их-Уула начался совсем уж угар. Прибавился песок к прочим радостям. И задул сильный встречный ветер, который подуспокоился только к вечеру. Ехать стало тяжко. Мы старались искать дублеры получше, но и они песчаные, и в камнях, и в гребенке.
В два часа +41, а потом грозовые тучи загородили солнце, и стало +24.





Ехать без очков невозможно: глаза болят на солнце.
Один раз нас все же задело дождем, но мы спрятались в водостоке для будущей асфальтовой дороги. Дорожные рабочие - молодые ребята - угостили вариантом цая без молока и подарили пачку местных сигарет. Один из них выглядел как красивый кореец, нежели монгол. Там же встретили монгола по фамилии Иванов.
Небо затянуло сплошной облачностью.





На последних 10 км стало лучше: мягкий грунт на объезде основной дороги вдоль русла реки Идэрийн.
Поставились на какой-то лапе горы так, чтобы с дороги не видно было.
К нам вечером съехал с горы пастух на коне. Долго сидел рядом молча, наблюдал, как ставимся. Но деликатно ушёл, когда начали готовить.
Дороги усеяны мусором. В том числе битым стеклом. Мусорных баков даже в деревнях не найти. Но бывают.
Пошёл дождик вечером. К ночи +19.

18.06.2015. чт. 62 км (грунт). степь - степь

Утром +13, ветер слабый попутный.
Утром к нам на холмик шло организованное стало коз и овец. Вот мы удились. Но оказалось, их гонит пастух. У него усовершенствованный трасти нибби (многофункциональная палка новозеландских фермеров). С веревкой на конце.
Дорога до Тосонцэнгэла без особого запесочивания и камней. Но местами и то, и другое, и гребёнка.





К деревне снова надо лезть в небольшой подъем. Но мы объехали холмик слева по степному "дублеру", выходящему на задворки.



На задворках летают, никого не страшась, ястребы.





Мы как-то очень удачно выехали к пункту раздачи воды из скважины. Впервые ее увидели. И вот тут меня торкнуло: я же читала отчеты; они же в каждой деревне должны быть. Набрали холодной чистейшей воды во все емкости. Температура уже поднялась до +30.



Заскочили в шикарный по местным меркам магазин с русской тушенкой, огромным выбором овощей и фруктов. И нашли таки урну. В деревне есть асфальт и бордюры, но тротуар ещё кладут. Где асфальта нет - там песок.

Какой-то ПТУ что ли.


От Тосонцэнгэл сум сразу лезем в перевал.
В перевал и дальше на 41 км очень много песка. И камни, и гребёнка.
Монгольские перекрестки - это просто песня:



Долина, в принципе, выглядит песчаной.





Опять журавли-красавки, хотя река в километрах 10 по прямой.



Потом снова ползем в перевал. К тому времени разогрело до +39. Утром облачность была почти сплошная, но куда-то все быстро рассосалось по горизонту вкруг. И подъем очень неприятен: пыльная запесоченная грунтовка с гребенкой. И ни одного "дублера".



На подъеме нас предлагали подвезти монголы на минивэне. Мы отказались. А через минут 10 снова с ними встретились у обо на вершине перевала. Они пили водку, предварительно угостив духов обо.
С этих пор мы едем полого то вверх, то вниз, пересекая вытянутые лапы гор.



Дорога по прежнему чаще всего запесочена.





Но на спуске с одной из лап стал проступать плотный песчаный грунт. Покатилось легче. Но местами "прелести" встречаются и дальше.
После перевала к нам пригнали на мотоцикле из степи двое странных субъектов. Один в национальном халате и кирзовых сапогах. А второй в спортивном костюме пузатый с золотым айфоном вместо цепи. И ложкой... Сфотографироваться хотели.
На 46 км стоит цайны газар. С возможностью купить печенья, воды. Место будто из фалаута, говорит Жень.





Выпили там цая, прячась в тени.
Местность безводная, хотя слева км в 30-40 постоянно виднеется русло реки Идэрийн, от которой мы у Тосонцэнгэла отвернули. Потому все юрты там, а здесь безлюдно.



Только к 16 часам нас стали закрывать облака. Из них, конечно, шли ливни, но все обошли нас стороной. Днём ветер очень усилился. Иногда задувает из под ливневых туч холодными порывами, что просто счастье.





Очень похоже на Исландию, но с травой, которая здесь выше, чем мы видели до сих пор. Она не вытаптывается скотом, видимо.
Степь желта. Почва - песок. Очень много разных птиц.



Вечером ветер поднимал тучи песка. При этом дул из под ливневых туч.





А как прекрасны тучи, тянущие занавеси дождя к земле, подсвечиваемые солнцем.



Обычно дожди из такой тучи до земли долетают редкими каплями.
Незадолго до места ночевки стали искать камни. Потому что почва песчаная. Ветра могут быть сильными. Спрятаться от них тут негде. И камней почти нет. Зато Жень нашел кирпич.


Но он не пригодился.
Встали в степи недалеко от дороги. На холодном ветру. Хорошо, что трафик маленький, а то у нас было бы много гостей. К ночи ветер резко переменился и стал сильным встречным. Днём без солнца +25, вечером +20.



Монгол дороги не строит, монгол дороги прокладывает. Афоризм от Женя.

Я, тем временем, становлюсь похожа на злобного монгола.


Или шишигу, уж не знаю.

19.06.2015 пт. 79 км (грунт). степь - степь.

Утром +10. Небо чистое. Ветер, как ни странно, опять попутный слабый. Ощутимо помогал.
Дорога хорошая. Плотный грунт, песка и гребёнки мало.
Доехали до соленого озера Тэлмэн.





И ехали вдоль него довольно долго полого, выбрав каждый себе свою колею.





Перед небольшим перевалом встретили табун коней, перегоняемый на водопой.



Теперь мы перегоняем лошадей. Им любопытно, они подходят к нам, смотрят, а потом начинают гнаться наперегонки. Степь трясется.



Затем к деревне Нумрег дорога идет в перевал. Перевал тройной. С небольшими спусками. Пологий.



Облака стали появляться только к 4 вечера. Прогрело до +40, как обычно. Но ветер усилился и был прохладнее.
На въезде в деревню Нумрег (Нөмрөг) и выезде из нее дорога плохая километров по пять.



В Нумрег, говорят, нет колодца. Я выпросила воды в гостинице. Говорят, они берут воду в речке, мимо которой мы проезжали.
Заскочили в магазинчик. Я хотела купить травяного сбора "Их тайга", но его не оказалось. Вместо него купила сбор "Хубсугул". Вкусно. Сойдет вечерком. А потом он нас аж спас. Похоже немного на жидкий кисель вкусом и консистенцией.
Видели в Нумрег птицу, похожую на ворону с красным клювом. О них Кирилл рассказывал. Говорит, это очень редкая птица в северных странах. Там она под защитой государства. А тут - хоть пруд пруди. Это клушица (Pyrrhocorax pyrrhocorax) — вид птиц из семейства врановых.



Из деревни довольно песчаная дорога.



Люди иногда предлагают подвезти, когда мы идем пешком. Подсказывают дорогу.
Большинству мы дико интересны. Кроме пастухов, не выказывающих к нам особого отношения.
Как только повернули на свою грунтовку на Асгат стало лучше. Грунт на ней землистый.
И началось светопреставление. Слева дождь, справа дождь. Ветрище закружил в танце.



Нагнало какой-то хмари-мглы. Жуть. Мне напомнило ночёвки на берегу океана в Исландии. Такого не может быть посреди огромного материка. Тем более в Монголии. Но есть.



Нас пару раз слабо помочило. В ожидании ливня все равно ехали в куртках, так как гремело прямо над нами. Кругом красота.







Температура упала до +20.
Тут тоже живут люди, но ехать дальше не хочется: устали. Так что нашли место на склоне, изрытом пищухами или степными лисами.
На палатку периодически капает, при этом через пространство между фронтов светит солнце.



20.06.2015. сб. 75 км (грунт). степь - степь.

С утра +5. Где-то на горизонте виднеются остатки вчерашнего фронта. С утра ехать комфортно, пока воздух не прогрелся.
Перелезли небольшой подъём, на спуске с которого видели пищух, клушиц и гигантских птиц. Орлы, не иначе. Пролетали довольно низко над нами, раскидывая широченные крылья и паря.





Вылезли в скучную долину солёного озёра Ойгон.



С трудом набрали воды в мелком ручье, испугавшись, что дальше ничего не будет. Побаивались, что вода в ручье солёная. Вроде, пресная. Но ручей местами пересыхает. Возможно, скоро в нем вообще не будет воды.



Дорога вдоль озера иногда прямая и ровная как доска. Но на ней встречается гребенка порой во всю ширину. А местами дорога прекрасно ровная.



Так как местность очень плоска, то озеро видно очень плохо. Можно только угадывать, что оно там есть по отложениям солей.





Перелезли ещё перевал, на котором встретили мотоциклиста из Германии.
Перевал пологий. Местами встречаются засоленые почвы, на которых трава меняет цвет на белесый.



У них еще бывают вот такие объезды.



Перевал. На нем самое пекло. Днём опять жарень, +42. Несмотря на то, что вкруг облака льют дожди, над нами солнце жарит вовсю. Это пока самый солнечный день. Тенью ненадолго накрывало раза 4.
Ветер поначалу слабый попутный. Днём стих совсем. А к вечеру поднялся сильный встречный.



Стали спускаться в потрясающей красоты долину.



Справа красные горы, подсвечиваемые солнцем,





и белые, поливаемые дождем, перемешались.





Нам светит солнце, хотя кругом творятся ливни.



Полезли в очередной крутой пупень.



После которого быстро скатились в безводную низину с деревней Асгат. Одиноко там стоит. В деревне с изумлением увидели склад брикетированного сена. Колонки нет, пришлось купить воду. Поселение совсем маленькое и какое-то неприятное. Здесь, вроде, собрался дождь, но упустил нас. Асгат полил, но мы уже уехали из деревни.
После лезем в четвертый, и последний на сегодня, перевал.
Дорога хорошая, твёрдая, местами с песком, гребенкой и камушками. Пустынная. Только к вечеру народ разъездился, возвращаясь домой.



С этого перевала видна песчаная пустыня, скрытая меж гор.



Расстояния кажутся нереально огромными, не понимаю, почему. Жень говорит, до границы с Россией рукой подать. Не более 50 км по прямой. Собственно, впереди мы и видим темные горы России. Солнце играет с тенями, завораживая взгляды на переливах трав.



Собственно где-то здесь и встали. Кажется, на муравейнике. Вся земля кишит муравьями. Они начинают бегать в бешенстве, когда мы влезаем в палатку или вылезаем из нее, и когда ветер треплет тент. Бррр. Некоторые забрались на самый верх палатки.
Перед постановкой палатки у нас затормозил грузовичок. Немолодая пара монголов интересовалась, не нужно ли нам помочь. Так то.
Юль грязен и вонюч. Шишига.



Несмотря на темно-синие тучи, солнце под вечер светит прямо на палатку. Неприятно. Под тентом излишне тепло. Первый вечер, когда Жень кроет солнце всем, на чем свет стоит.

21.06.2015 вскр. 57 км (грунт). степь - степь.

Утром тепло, +15. Правда, поднялись мы поздно. На небе остатки вчерашнего фронта. Весь день жуткий штиль. И жара.
С утра ничем не примечательная степь.



Цвет у степи такой, словно там что-то высаживают.


Дорога гребенчатая. Мерзкая. Колея всего одна. Воды нет. Сухо и жарко.



Журавли-красавки что-то едят на полях. Полях ли?


На подъезде к Баянтэсу (ударение на первый слог) стало интереснее. Появилось много колей. Но они все песчаные.





Еще один памятник лошадке.



В деревне есть будка водораздачи. Но когда мы приехали, она была заперта. Пришлось купить воды.
Главная улица напоминает города Дикого Запада: солнце слепит глаза, пот заливает лицо, кони стоят у салунов и лавок, над домами парят ястребы и противно кричат. Только песок и перекати поле по улице не метёт жаркий ветер. Штиль патамушта.



От города сразу лезем в первый перевал. Уступчатый, зараза. Резкий. Под палящим солнцем в штиле это мука. Я не помню, но записано, что песок, камни и гребёнка. Потому даже пешком плохо лезется.





Этот подъём выжал все силы. На горизонте повсюду формируются облака, но до нас им очень далеко. С перевала в обе стороны чудесные виды.



На фото выше видна река Тэсийн и юрты. Там есть дорога, обходящая этот перевал. Путь длиннее и неясно, насколько она плоха. После этого перевала наш путь и та дорога сходятся. На перекрестке она выглядела неплохо.

Спускались очень медленно, боясь не заметить какой-нибудь песчаный участок на крутизне. Солнце злое, скрывает нюансы, уплощяя тени.



По долине пляшут песчаные смерчики. Дорога - гребёнка под песком.



Второй раз вижу в обилии какой-то колючий кустарник высотой по пояс. Цветочки желтые. Прозвала акацией.
Кое-как взобрались на второй крутой уступчатый перевал (на фото выше он виден вдали и не выглядит устрашающе). По дороге какая-то девочка лет 8 все кричала нам что-то от юрты. Наверно, звала в гости на цай.

Вон оттуда мы приехали. Отсюда и первый перевал не выглядит устрашающе, хотя это фото с середины второго.


Вдоль дороги впервые видим столбы каменные (не обратила внимания, обозначен ли там километраж) и деревянные. Вторые нужны, видимо, зимой, когда заметает снегами.
Забрались. Первого перевала вообще не видно отсюда.



С другой стороны очень живописный и весьма опасный спуск. Круто, песок неожиданно местами и камни. А еще колеи под правые и левые колеса авто бывают на разной высоте и разделены промытой трещиной. Тем удивительней то, что здесь проезжают легковые автомобили. Мы видели два.



Такая тут маленькая ложбинка: спуск и сразу подъем в следующий небольшой уже перевал. Но так чудесно: и горы на севере, и леса, и пески.







Почти тут же начинается третий перевал. Тут нас, наконец, скрыли облака. И даже подул спасительный встречный ветер. Но тёплый. Дорога все так же плоха. Перевал фактически двойной. В конце очень крутой в песке и камнях. Втаскивали в конце через засыпи песка велосипеды вдвоем. По траве идти не помогает: она растет на том же глубоком рыхлом песке.





С перевала открывается волшебный по моим меркам вид. Жаль, на фото я не могу передать того сумрачного волшебства. Река все та же - Тэс.



За перевалом начинается песчаная коса. Дорога - гребёнка под песком. Температура упала с +40 до +20.





Встали за небольшим всхолмлением, так чтобы с дороги не видно было. С видом на косу.



На спуске нас полило таки дождичком. И пока палатку ставили, покапало чуть. Но палатка быстро высохла на поднявшемся ветру.
Который вечер едим супы от гала-гала, которые не влезают в нас в обед из-за жары. Вкусно.
У меня протираются многострадальные штаны на попе. И обгорели уши в хлам. Спасаюсь пантенолом.
Пока готовили еду, к нам подкатили три чудика на ЗИЛе. Хлещут крепкое пиво "Три медведя". Предложили Женю. Отказываться плохо, а пить не хотелось. Пригубил для проформы.
Не видать мне душа. Хотели доехать сегодня до Тэса, но уж очень устали. А там порядка 15-20 километров еще.
Совсем уж под вечер к нам прикатили местные на мотоцикле от юрты под косой. Отец с детишками. Щупают палатку, лопочут, хохочут. А мы в трусах. Дети хохочут над всем: велосипедами, палаткой, вентиляционными отверстиями, которые мы распахнули. Интересуются колышками. Приглашали нас к себе, но мы отказались.
Местные, как выразился немецкий байкер, хорошие, но странные.



Навигация:
Зачин
Заброска
Дни 1-4
Дни 10-14
Дни 15-17
Дни 18-21
Выброска
Tags: Западная Монголия, Монголия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments