ulawa (ulawa) wrote,
ulawa
ulawa

Categories:

Западная Монголия 2015: дни 10-14

22.06.2015 пн. 67 км (грунт). степь - степь.

С утра +16 и пасмурно. Впервые пасмурно утром. Вокруг идут дожди. Ну и нам чуть досталось. Мороси на буграх.



До Тэса еще пилить и пилить. Сначала через долину, а потом буграми.



Песчаные косы теперь будут виться несколько дней.





Горы укрываются облаками, как во фьордах или очень влажном климате. Опять Монголия поражает своими сюрпризами.



Здесь мы ближе всего к реке Тэс, но я надеюсь успеть набрать колодезной воды в деревне. То, что она там есть, я знаю точно: видела проезжающих навстречу мотоциклистов с цистернами.
Отвернув от реки едем, чуть поднимаясь, какими-то овражками и буграми. Дорога вся в расплывшейся грязи, натекающей на песок. То есть, вообще дорога песчаная. Но в овражках землистогрязная.
Жень чаще оглядывается, чем смотрит на дорогу.



Наконец, Тэс.



Первым делом заправились бензином. И спросили, где колодец. Тут у нас с дядечкой-заправщиком случилось недопонимание. У него колодезная вода - "хучжщин". Как-то так. А у меня в словаре "худгийн".
Заправка прямо на въезде - ПЕТРОВИС.
Мы довольно часто видим остатки советского наследия в сумах. Кажется, эти предприятия заброшены давно.





Будка-колодец прямо на центральной улице. Затарились водой. Часы работы будок никак не могу осознать. Мы приехали до полудня, но и после она была открыта. Хотя в Баянтэсе в это время уже не работала. Разливатель куда-то ушёл, и местные длинной палкой через окно стали открывать и закрывать кран сами, устав от ожидания.



До Тэса и после него на км 5 едем вдоль реки. Но слишком много скота, вода только для технических нужд, по моему разумению.





И здесь журавли-красавки.



Когда мы спустились в Тэс, температура резко скакнула вверх до +25. И даже километров пять просвечивало слабо солнце сквозь облачность.



А затем опять заморосило. Моросило половину подъема в перевал.





Перевал долго идет полого по добростепи. Но под дождем с встречно-боковым ветром. И тот и другой не сильные. Однако все равно неприятно. Температура скачет от +13 до +24.
На вершине вдруг вышло солнце, и не скрывалось до самого вечера. Изредка его ненадолго закрывали кучевые облака.



Опять жара, +34, но холодный встречно-боковой ветер не даёт изжариться.
После перевала пересекли широкую долину. Виды на песчаные косы вдалеке такие, будто там лежит ледник с гигантской мореной.



Полезли снова в холмы, подсвечиваемые неоднородно солнцем.





Поля?



Все еще река Тэс.



В холмах снова справа нас преследует песчаная коса.









За одним из пупеней километров на 20 дорога стала жутко песчаной. Под песком гребёнка. И дублёр такой же.
И степь песчаная, да кочковатая. Справа от нас всю дорогу песчаная коса, поросшая травой и деревьями.



Потом дорога становится укатистей. Но после дождя она, скорее всего, превращается в грязь. Грунт такой. Серый. В целом дороги сегодня не плохие, но много гребёнки. Появился лесок. Из него иногда долетают комары и мелкие дикие пчелки. Сегодня вообще много насекомых. Чёрные муравьи, черно-красные, жуки огромные, гусенички, мелкие лазурно-перламутровые бабочки, огромные шмели.



Вдоль дороги встречаются такие вот цветики, растущие колониями низко у земли. Подсказали, что это тимьян.



Сзади нас к вечеру стал догонять фиолетовый грозовой фронт.
К какой-то горе уходит дорога. Там маленькое поселение. Возможно, туристическое.





А может, сельскохозяйственное. Потому что мы едем мимо засеянных полей.



Характер степи меняется после каждого пупеня и пригорка: то кочковатая, то песчаная в колючках, то травянистая добростепь.



По дороге к вечеру проехало несколько микроавтобусов в направлении Тэса. Забавно: у Женя спрашивал дорогу монгол.
Фиолетовая туча громыхает все ближе.



Решили ставить палатку на небольшом холмике, поросшем молодилом.
Как только запрыгнули в палатку, пошёл дождик. Мы замерли в ожидании ливня. А дождь внезапно прекратился. Фронт отнесло в сторону. Внезапно. А так грозно громыхал и сверкал молниями.
В ночи к нам подкрался манул. Раздраженно мяукал на поселившихся под тентом мышей.



23.06.2015 вт. 96 км (грунт). степь - степь.

Утром +16. Вставать лень. Вылезли поздно. На небе лёгкие перистые облака, сменившиеся к полудню кучевыми, кои в свою очередь пропали вовсе около трех.
Сегодня первый день неистовой жары из череды грядущих. Утром почти штиль.
Едем поначалу через поля.







Даже какие-то сельхоз постройки стоят. Пшеницу что ли выращивают. Хотя поля попадаются до самого Баруунтурууна, на гербе которого колосья.



Утром дорога хороша. Добростепь расстилается. Едем мы хорошо.





Потом у нас первый перевальчик.



А с него приятный длинный довольно спуск по хорошей грунтовке. Воздух ещё прохладный.



Но вокруг говь. Пустынно и скучно. Сегодня вообще до Баррунтурууна трафика нет. Только пара местных на мотиках проезжала.



Снова справа песчаная коса видна. По сути мы видим второй день пустыню Алтан.



На 37 км есть речушка, а около совсем маленькое поселение на 10 домов. Брод неглубокий совсем. Приятно пополоскать лицо и руки в прохладной воде. В тени +30, на солнце, а оно везде, более +40. После этой речки задул встречно-боковой ветер. Иногда сильнейшими порывами.
После реки нас ожидают 5 пупеней. Дорога через них в целом хорошая. Но иногда попадаются сухие русла сезонных речушек. Каменистые и глубокие. Приходится их брать с разгона.
Скучно. Жарко. Говь какая-то.



И в ней стоят сельхозпостройки с тракторами. Уже видно реку Туруун (на реках всегда деревья растут, даже если вода под землю ушла), на которой стоит деревня с похожим названием.





Баруунтуруун таков, что можно снимать фильм о постапокалиптической жизни. Жень сказал, похож на труп. Колодца не нашли, хотя проезжали мимо будки, которая явно когда-то раздавала воду. И бензозаправку мы не видели, хотя её не может не быть. Зато есть проспект, большой красивый магазин на нём среди множества прочих.



На улицах спокойно гуляют ястребы.



На выезде из деревни разливается река с деревьями и зарослями колючих кустов (на 63-м км).



Мост странный.



Посидели в тени высоких колючих цветущих желтым кустов. отдохнули. Воды из реки набрали на приготовление еды. Выглядит чистой. Но деревня же на ней. А на попить купили бутылку.
Затем началась какая-то недостепь. Дорога здесь немного ухабистая: застывшая неровно твердая почва. Местами очень хороша. Можно разогнаться, как на асфальте. Вот здесь уже есть трафик. "Буханки" проезжают, местные мотиклисты, грузовики.



Выглядит эта сухая абсолютно ровная степь неприглядно. Трава низкая, редкая и полувыгоревшая. На горизонте горы "плавают" в степи, как в зеркале. Жарит нещадно.



На 74-м км сухое русло реки. В нем растут колючие кусты и деревья. Но воды ни на каплю. Каменистое все.





После неё степь еще больше походит на пустыню. Здесь водятся большие чёрные жуки-усачи. Иногда похожие раскраской на колорадских. Есть маленькие муравьишки, а вот птиц почти не стало. Горы становятся ближе слева.



А справа снова пески. И там стоят юрты. Значит, как-то люди воду добывают из этой сухой реки (там та же река, сухое русло которой мы проехали).



Или набирают вон там вдалеке впереди (та же река). Расстояния теряются совершенно из-за особенностей искажения видимого пространства в жарком климате. Непонятно, сколько до какого объекта. Видели впереди деревья и юрты. Проехали 10 км, ближе не стали. Еще 10. Та же история. А еще через 5 уже наш поворот. И вот только тогда юрты и деревья перестали двоиться. То есть до них осталось уже гораздо меньше, но сколько?



Ехали до глубокого вечера, так как солнце долго стоит высоко и жарит несладко. Все равно не сможем в палатку залезть. Километрах в 5-10 (наверно) впереди река, но мы остановились в гови, повернув на свою. Река - значит юрты. Но в этой местности совсем не означает наличие легкодоступной воды. Да и не хочется завтра возвращаться от реки. Это наш поворот. Хотя дальше дорога идет через реку, соединяясь снова с нашей. Но лишние километры там.
Поставили палатку прямо в ровной просматриваемой во все стороны степи. трафик, вроде, небольшой. Авось, все будет хорошо.





Здесь водится саранча. Ее не видно сразу, но она взлетает невысоко, громко стрекоча, как минигеликоптер. При этом становится видно, что подкрылки у нее темно-бордового цвета. Почти черные.



Сначала к нам подъехала какая-то пьянь на грузовике. Печально просила водки. Не дождавшись, махнула рукой и уехала. Только успели поужинать, как из юрт у реки прискакали ребята. Пара подростков на лошадях. И пара молодых людей нашего возраста на мотике.
Долго сидели. В основном, молча. Только один знал что-то по-русски. Приезжий из Улаангома, препод экономики в политехническом колледже. Приехал сюда на соревнования по езде на лошадях. Второй мужчина - местный пастух.
Сказали нам, что часовой пояс уже сменился. О! Я знала, что в Ховде и Улан-Баторе разница в час, но где она начинается, не посмотрела.
Ребята уехали. Но минут через 10 вернулись с сухим сыром (арул) и молочной водкой. Пахнет и то, и другое отвратно. На вкус аналогично. Но отказаться же оскорбительно для дарящего. Так и довезли с собой до Москвы водку и сыр на сувениры родным.
Мы отказывались ходить в юрты за экзотикой, и вот экзотика пришла к нам в палатку.



24.06.2015 среда 88 км (грунт). степь - степь.

Сегодня поистине адский день. Уже утром +20. На небе весь день ни облака. И тишь. И сушь. Сам воздух горячий. По дороге, как и вчера, бегают сухие пыльные смерчики.
Утром километров 13 прекрасной дороги, твердой, укатанной и не шибко тряской. Снова едем вдоль сухого русла реки, на котором стоят юрты.



Днём более +43
Потом случился перелаз через песчаное русло этой же реки. И до Зунгови (23 км) дорога плохая: песчано-гребенчатая.



В песках видели страшного таракана кузнечика. С саблей из попы.





Вода из трубы в Зунгови течет свободно. Деревня совсем маленькая. Труба прямо рядом с главной площадью.



Есть недостроеные здания.



А есть старые колхозные постройки, превращенные в хлев.



От Зунгови мы поехали по треку вдоль холма - та же песчаная хрень. Умотались за 5 м.



Слева, кстати, стали попадаться признаки наличия в русле воды: зелено.



А надо было всего-то сразу от деревни на холм подняться. Там идёт вдоль озерца твёрдая, хоть и тряская, дорога.



Дальше подъем в холм со множеством вариантов и дублёров. Можно найти себе получше. Крайние были хороши: еще не очень разъезженный грунт.
С холма спуск к все той же реке. Лихой и тряский. Есть гребёнка, но мало.



В русле реки интересно. Пески опять.





На реке брод (33 км). Но не глубокий. Грунт мягкий, влажный, грязный.



Тут же видели, как стригут овец. А работники, в свою очередь, увидели нас. Зазывали к себе.



Из русла реки приходится втаскивать велосипед через глубокий песок на верх. И еще на десяток километров снова запесоченный участок дороги, который нелегко ехать. Иногда приходится спешиваться. Стрекочет саранча иногда.
После реки этой долгая пологая сушь. Иногда под колёсами гребенка, чаще - засохшая грязь.





Ехать по ней то тряско (на трещинах), то вязко (на непросохших лужах). Но довольно быстро.
Попоболь. И дикая жара её усугубляющая.



Встретили двух мотоциклистов из Красноярска.
На день такой жары нам нужно не менее 6 литров, чтобы просто пить. Пережарились мы сегодня оба. Была у меня мысль спрятаться за юртой на реке. Но так что же, весь день просидеть?
Слева мне порой чудится озеро. Но я знаю, что там ничего нет.



Вскоре перед нами встала дилемма: дорога раздваивается. Можно поехать по левой дороге, считающейся основной. А можно по правой, идущей ближе к огромному соленому озеру Увс нуур. Я выбрала правый путь в надежде увидеть озеро получше. Очень, очень зря.
Озеро видно так же плохо, как, наверно, и с основной. Поначалу дорога была прекрасна. Километров на 7. Хороший мягкий грунт. А потом началась гребенчато-песочная ересь опять. Дублеры такие же как основная колея. Степь тоже засасывает колёса.
Могли бы ещё десятку проехать, так как солнце ещё высоко. Но сил просто нет. Мы постоянно то залезаем на велы, то толкаем их через песок.
Развлекают нас небольшие юркие ящерки, снующие перед колесами в песке, саранча и саблепопые кузнечики. Они бывают разной окраски. А еще верблюды.



Верблюды и Увс нуур.



Вечером +26. Солнце никак не хочет садиться. Видны снежные шапки гор, да далеко. Фотки ни о чем.
Вот ближайшие к нам горы.



Вечером проезжающие мимо монголы (единственные путники на этой дороге, кроме нас) предлагали поесть чуть дальше. Но мы отказались. Мы уже никакие.

25.06.2015 чт. 75 км (грунт 55, асфальт 20). степь - Улаангом.

Встали как можно раньше. Утром пока солнце не встало +17, но как только оно выползло, сразу температура скакнула до +20. Мы точно вчера перегрелись, у нас обоих нетерпимость к температуре и солнцу.
На 15 километров либо песок, либо гребёнка под толстым слоем песка. Персональный ад. После семи километров, высосавших все силы, я испугалась, что нам не хватит воды. А экономить не получается. Жень говорит: "Все! Лови машину..." Он этого не любит, обычно. А тут сдался. Да ловить-то некого.
Через еще 7 км выехали на какой-то многополосный перекресток. От него уходила одна дорога прямо у озеру. Вот бы быть на авто или мотоцикле. Можно было бы сгонять к нему. А так - слишком много сил уходит. Кругом песок.
Меньше, чем через километр, песок внезапно кончился, и начался твердый сплавленный сухой грунт. Погнали.





Сегодня снежные шапки видны лучше.



Но после выезда на основную снова трэш: гребёнка огромная по всей ширине дороги. Много песка сверху. Жень даже как-то неловко упал, зарывшись в яму, невидную под песком. Ветер слабый попутный. Прохладный. Когда становится невмоготу (каждые 2-3 км), я останавливаюсь и оборачиваюсь лицом к ветру. Легчает. Ненадолго.
Вдоль дороги стали попадаться покрышки с надписями. Я сначала думала, что это номер дороги обозначается. Ан нет. Километраж.



Измучились вконец. Боюсь, что воды до реки не хватит, хотя уже деревья видны.



По приближении к горам появились облака, и даже грозовая туча. +45 градусов. У реки какое-то поселение. С ирригационными каналами!





Остановились у реки (на 53 км) чаю попить, лицо умыть, ноги пополоскать. И пришла тень. Как хорошо. Но как-то не остывается. Хочется больше прохлады. В тени +30.
Все равно хорошо поплескаться в мутной речке.
Выпили два чайника "Хубсугула". И хотелось ещё. Как хорошо вот так на прохладной изумрудной травке. Здесь сороки и слепни.



Мост ещё в паре километров каменистой дороги от этого места. Можно было у моста посидеть. Деревья приятные.



А за мостом - асфальт! О, божечки.
Думала, щас мы понесемся, дорвавшись до асфальта. Но не тут-то было. Километра два неслись, а потом начался подъём, и после поворота в лицо врезался сильный ветер. Это гроза разбушевалась. Ветер поднимает взвесь в воздух. Так что видно будто сквозь мутное стекло. К тому же все это летит в глаза.







Доехали до Улаангома. Странный городишко. Большой. Просто гигантский после стольких дней деревень. На въезде аж три бензоколонки рядом.



Сразу на въезде брод. Старый мост ремонтируют. Мы с велами не смогли преодолеть песчаную насыпь, чтобы пройти пешком по мосту. Пришлось идти вброд. В первый и последний раз слышала в свой адрес неприятные звуки: засучила штанины до колен перед бродом, и услышала свист от строителей.





Окраина.



Строятся новые многоэтажки, а рядом стоят плесневелые хрущёвки, юрты за заборчиками, ветер гоняет клубы пыли, куча понтовых ресторанов. И 4 отеля.
В трех из них мест нет. Вернее, в двух нет. В третьем душ только в одном номере... И он занят. С помощью местных нашли отель Tavan Od. Он на окраине центра, можно сказать. Занимает фактически два здания, в одном из которых конференц зал и банкетный зал. Парковка забита автомобилями.
Однако, портье, говоривший немного по-русски сообщил, что номера есть. С душем, и все дела. Стоит номер 40000. С душем, тапками, чайником, завтраком, ТВ и гаражом, куда можно поставить велы. У нас в номере, правда, что-то было с санузлом неладное. И нас переселили потом в другой. За те же деньги.
На улице сильный ветер гоняет тучи пыли под ехидный мелкий дождик. Что там будет завтра?
"Город-сад" мы прозвали Улаангом, потому что он утопает в зелени. Очень много деревьев. Улицы на окраинах напоминают наши деревни. Целые аллеи тополей.
Пока гуляли по городу в поисках ночлега и некоторых продуктов, видели прекрасное.



Наконец, мы вымылись. И простирнули в раковине запыленные штаны и майки. Они высохли к утру полностью. Такая сушь. Приятно в одежде без слоя пыли.

26.06.2015. пт. 51 км (асфальт 38, грунт 13). Улаангом - перевал Улаан-Даваа.

Завтрак - шведский стол по-монгольски. Цай, но есть и обычный в пакетиках, кофе растворимый, типа буузы (на самом деле просто такое же тесто, но с кусочками колбасы), лапша в китайском стиле (фунчоза с маринованными огурцами и пластинами водорослей), облепиховый компот, томаты, огурцы, шоколадные кексы и колбаса. Зато наелись до отвала. Жаль, впрок не наесться.
С утра опять редкие облака гуляют по горизонту. Но потом вовсе разбежались. При этом воздух после вчерашнего дождя холодный. Нам очень хорошо. Просто сказочно. Днём температура не поднималась выше +30.
На выезде шлагбаум, как обычно в городах. И несколько речушек, на которых можно заночевать, если гостиницы совсем заняты (и в LP так и написано). Пригороды.



Едем не торопясь. Сознавая, что уже опережаем план на день. На дороге самый большой из виденного до сих пор трафик. Фуры наши с бензином гоняют туда сюда, много авто.



Аэропорт вот новый.



На 25-м, 28-м, 29-м километрах попадаются мутные речушки. Проезжали несколько сухих русел рек, поросших саксаулом. А вот на 34-м прекрасная река, выглядящая чистой, хотя течет через поселение Тургэн.





К нам пристал какой-то пастух. Показывал что-то жестами. Но выпить монголы показывают не так. И покурить тоже. Может, он нас хотел накормить? Не поняли.
Виден наш перевал.



Асфальт уходит на север. Вероятно, видно Сагил.



А оттуда мы приехали, постепенно набирая высоту на длинном тягуне.



Повернули на перевал, и асфальт, конечно, кончился. Дорога на перевал хорошая, хотя поначалу с гребёнкой, но есть приличный извилистый дублёр.



Ветер сегодня дует куда хочет и когда хочет. Но прохладный. День не жаркий, несмотря на солнце. Чем выше в перевал, тем прохладнее, и тем сильнее уже ледяной ветер. Зато попутный. На 400 м появились комары, но быстро пропали. А внизу ещё была саранча и саблепопые кузнецы. А здесь лес, травка, как в нашей полосе (гусиные лапки, лютики, одуванчики). И выходы пород.







Нас обогнало смешанное стадо коров, овец и коз, перегоняемое молодыми людьми, среди которых была девушка. Впервые вижу, чтобы девушка перегоняли стадо на коне.
Ближе к концу уклон стал сильнее. А дорога краснее.



На перевале большой трафик. Дважды мимо нас проезжал монгольский репер. Само по себе странно звучит и выглядит.
Пробка )



Встали, немного не доезжая до пика перевала в ложбине с небольшим уклоном, где ветер был не так силён. Единственное место, что нашли. Отсюда видно озеро Увснуур.



Солнце быстро зашло за холмик, что радует. Можно нормально спать, когда оно не печет палатку.
Подумываю о термобелье. Вечером +12 и ледяной ветер. А мы достаточно высоко для холодной ночи.

Навигация:
Зачин
Заброска
Дни 1-4
Дни 5-9
Дни 15-17
Дни 18-21
Выброска
Tags: Западная Монголия, Монголия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments