ulawa (ulawa) wrote,
ulawa
ulawa

Category:

Западная Монголия 2015: дни 15-17

27.06.2015. СБ. 50 км (грунт). Перевал Улаан-Даваа - перевал Байрам-Даваа.

В 6.30 +5 в палатке (за бортом же на градуса 3 меньше, да?). А в 7.30 на солнце уже +15.
На небе ни облачка.
Вползли последние 100 м в перевал Улаан-Даваа, что означает "красный перевал", я надеюсь. На нём самое шикарное из виденных доселе обо. И памятная табличка с надписями на английском и монгольском. Даже мусорка есть.



С перевала открываются виды на просторы и алтайские заснеженные шапки.



А от подножья небольшого спуска разбегаются в разные стороны пути. Непросто понять, какой наш.



Справа виднеется озеро, жаль нет фоток. По ощущениям, до него не меньше 10-15 км по прямой. На пути к нему в степи стоят юрты. На спуске грунт приятный: укатанная добростепь с редкими камнями.
Спустились к развилкам, у которых стояла пара юрт. Здесь нам на встречу со склона пропылила группа квадрацклистов. Неприятно. Всегда их недолюбливала. А тут еще и лихачи. Фу.
Полезли в остатках пылевых облачков в пупенчик, с которого скатились четырехколесные. Дорога на этом мизерном подъеме испортилась. В крутой пупень вообще не залезть: гравий рассыпается. Мне Жень помогал велосипед вталкивать. И только на вершине мы осознали ошибку: надо было ехать по правой "дороге", которая полого взбирается на этот холмик, а на вершине соединяется с нашей. С пупеня видно перевал, с которого мы скатились.



Ну и горы, конечно.



Чуть спустились полого. С этой стороны в холмистой степи живут зажиточные кочевники. Вон сколько авто на пару гэров )



Отвернув от юрт, увидели уже довольно резкий спуск в приятные глазу зеленые холмики, за которыми расстилается озеро Уурэг-Нуур.



Дорога, однако, стала каменисто-гребенчатой. И отнюдь не сразу выходит к озеру. Поначалу начинаются крутые каменистые холмики. Зато разноцветные.







Смотрятся не сложно, вроде.





А как начинаешь по ним скакать - жесть какая-то. Очень резкие бывают спуски и подъемы по 10-40 метров.
Верблюды гуляют, поглядывая на нас, невиданных зверей, с опаской.





На этих холмиках спасли двух монгольских подрослей на мотике от неминуемой смерти от жажды. Так как непредсказуемый монгольский трафик внезапно пропал.
У них заглох мотоцикл, а ключей гаечных нет. Жень открутил им пару болтов. Сняли седло. Затем бачок. Покопались чуть внутрях, и - о чудо! - все завелось. Собрали обратно. Один из них чуть говорил по-английски. Покатался на веле груженом. Надо сказать, очень прытко.
Ветер стал попутным сильным. С утра был холодный, а днём - тёплый. Прогрело до +36.
После холмиков дорога уходит на спуск в узкое ущелье с рассыпающимися камнями под колесами.


Несмотря на непростое покрытие, ехать очень интересно.




И вот мы уже смотрим на озеро, к которому ведут две дороги: правая у озера, левая - у подножья гор.
Правая. Отсюда не видно, но по этой дороге несколько турлагерей.

Левая. Проходит рядом с посёлком, который отсюда еле видно.

А оттуда мы приехали.


Уурэг-Нуур - солоноватое озеро, ставшее благодаря своим прозрачным водам, интересному расположению среди подножий гор, и обилию сохранившихся курганов и балбалов, одной из важных достопримечательностей Монголии. Комаров на нем нет, несмотря на то, что оно как бы пресное, но местами солоновато благодаря минералам.



Поехали по правой дороге, что ближе к озеру. Красота. Справа остались цветастые всхолмья, от которых мы приехали.





А впереди тянется небесно синее волшебное озеро. Немного статистики: глубина всего 42 м, а длина и ширина 20х18 км, площадь 300 кв.м.





На спуске дорога из смеси грунта и песка. Хорошо утрамбована и приятна. Горячий воздух вздымает смерчики - "песчаные дьяволы".



Слева встают горы. Впрочем, обжитые.


Но иногда мрачные.


Вдоль озера дорога стала более каменистой. Трясет слегка. Пасутся овцы и козы. И тут среди стада почти на дороге мы увидели грифов и ястребов, подъедающих чью-то тушку.







Бррр. И тут один из больших баранов, свернувшихся клубком на краю стада, вдруг обернулся человеком, вытянувшись и поднявшись на задние лапы. Стало совсем жутко.
Вот, кстати, яркие крыши одного из туркэмпов.



Что-то мы ни трафика после перевала не видели, ни местных особо (только подрослей на мотике и один джип). То ли еще не сезон, то ли вообще мало туристов тут у них. А то ли у них встают квадрациклисты (здесь проходит разрекламированная джиповка Улаангом - Улгий).
Неподалеку ютятся гэры.



И внезапно, встретили мы русских из Абакана, завершающих свой автотрип. Проболтали с ними около часа. Угостились компотом. Приглашали они нас покататься на великах по Хакасии, говорят, там степи вполне себе степи ;р. Еще утверждали, что гребенка и камни в авто воспринимаются острее, чем на велах, и что мягкие места у них уже давно не мягкие, а вовсе обросли мозолями.
Юноша лет шестнадцати (самый молодой участник их путешествия) попробовал оседлать мой вел и тут же завалился. Здесь степь стала совсем каменистой. И по дороге ехать тряско и по степи - повсюду камни разбросаны. Как только он тронулся, руль вывернулся вбок. Может на камне, а может из-за более сложной управляемости, так как мы "сумчатые". Впрочем, скорее по обеим причинам. Благо, не разбил коленки.
Под конец подарили нам бутылку воды, так как ожидаемой нами не оказалось вовсе (проехали два сухих русла). Однако, как только мы разъехались в разные стороны, сразу увидели скважину (кстати, Жень, в элпи, написано про нее, но очень неопределенно), прямо у развилки (40й км этого дня). Монгол, набиравший воду перед нами, сказал, что чистейшая. Так и есть.
Скважина прячется среди руин.





Тут же влево уходит наш поворот, еле видимый в каменистой степи. Дорогой явно мало пользуются. Местами она совсем плохо видна.
Ветер стал порывистым боковым, ибо мы повернулись. По каменистой дороге тяжко ехать вверх с таким ветрищем. Но мы медленно и неуклонно движемся к следующему перевалу Байрам-Даваа, пытаясь угадать, где же он, в каком из провалов гор.







Кидаем взгляды назад в передышках, на пройденный путь.





Левая дорога считается Женем главной. На ней тоже стоит юрточное поселение. Возможно, у них есть вода.



Когда мы выехали на дорогу и начали двигаться вверх, уже заметно вечерело.


Коровы организованно брели домой, показывая воспитание и интеллект.


А вот и курганы, названные нами "стоунхэнджами" из-за кольца со "спицами" вокруг насыпи камней.





До этого мы еще проезжали мимо стоящих на попа узких жутких камней. Жень утверждает, что у них были глаза. Так и должно быть, впрочем. Балбалы могут выглядеть как просто узкие камни высотой до полуметра или высеченные из камня изваяния с лицами, руками, элементами одежды и оружия. Каменные балбалы имеют широкое распространение. Их находят на просторах, начиная от реки Орхон в Монголии до берегов Каспийского моря. Каменные изваяния распространились на Северном Кавказе, в России, на Украине, и далее на запад, до Дуная. По мере продвижения на Запад и с течением времени менялась и форма скульптур. Есть мнение что тюркские балбалы, антропоморфные статуи еще 8 века, поставлены в честь героев, убитых на месте установки. Но, может быть, балбалы случили вежами для обозначения границ территории. У исследователей нет единого мнения.
Всю ночь после этих камней с глазами жуть снилась. Казалось, они следуют за нами.
Вечер был прекрасен.







Встали на травке в каменистом русле сухой реки. Странно, но почва мягкая. Под первым слоем камней нет.
К вечеру ветер стих. За бортом +17. На небе появились лёгкие облака. Очередная ночевка с видом на озеро.



28.06.2015. Вскр. 60 км (грунт). Перевал Байрам-Даваа - озеро Ачит-Нуур.

Утром малооблачно, +13. Потом солнце быстро разогрело до +17, на подъёме не более +26.
Перед нами встает перевал.



Кажется небольшим, вполне нормальным, в меру пологим, в меру крутым. Но двигаться в него тяжело: очень каменисто. Мы рано спешиваемся. Стартовать после остановки не реально. Нас обгоняют периодически стада овец, коз и коров, перегоняемые на пастбища.



Какой-то пастух, видя наши старания, предлагал подвезти на перевал. Потом ещё дядька на мотике, спустившийся с перевала и присевший отдохнуть, предлагал подталкивать. А на перевале из ВАЗа выскочила целая делегация рабочих, едущих в Кхотгор, желающих с Женем потрындеть.
С перевала мы видим еще впадину озера Уурэг.



Обо на этом перевале широченное. За ним от нас спряталось целое стадо юных бычков.
Кстати, здесь, именно на перевале, мы снова повстречали яков, которых не видели с самого Тосонцэнгэла.
На нем гораздо прохладнее, чем внизу. И растут цветики такие милые взгляду.



С другой стороны перевала дорога гораздо лучше, но крутая.



Начиная со склона и до подножья перевала разбросано белыми пятнами юрточное поселение. Однако, мы пересекли два сухих русла.
Дорога до поселка Кхотгор неплоха в целом, накатанная добростепь, каменистая только в руслах сухих рек. За километров 5 до поселка сближаются склоны холмов то черно-серые, то коричневато-красные.







Кто-то приехал пожить. Ставят гэр.



Перед посёлком есть речушка на 22 км. Ввиду позднего для работы колодца времени, думала набрать воды в ней. Но приехавший за водой для технических нужд казах помотал головой, мол, не стоит.



Посёлок производит удручающее впечатление. Ни тебе цветастых веселых крыш, ни деревянных заборов до неба. Дома из глиняных блоков, почерневшие, посеревшие, с плоскими черными крышами, или уже вовсе без них, пара неприглядных юрт за разрушающимися стенами. И мечеть. Маленькая аскетичная мечеть на 10 человек с мятым куполом медного цвета. Но на площади три смешанных магазинчика (и в них самые низкие цены во всей Монголии). А в воздухе запах гари. Пыталась узнать, где колодец, но что-то юнцы ржали и тыкали в магазин, зрелые люди проходили не останавливаясь, кидая серый усталый взгляд. Мне помог только молодой казах Вота, возившийся с чьим-то авто. Отвел к дому (я так и не поняла, есть ли колодец, мы с Вотой не смогли прояснить этот вопрос), наполнил наши бутылки из своих бочек. Он, оказалось, работает водителем экскаватора на шахте.
А шахта всего в ста метрах от поселка. Открытый карьер. Я не ожидала, честно говоря. К нему можно подойти без проблем, заглянуть вниз с самого края. А чуть дальше - насыпи отвалов.



Дальше лежат 10 км вцелом хорошей щебенистой грунтовки.
Выезд от шахты.

Вид назад на Кхотгор и отвалы.


Температура днём не превышает +28. Странно, но облачность будто отступает весь день следом за нами. Она всегда есть впереди, но позади вечно практически чистое небо. Ветер после перевала встречно-боковой. Но слабый. К вечеру усилился, но затем вовсе затих.
Мы едем эти 10 километров по равнине вдоль которой стоят цветастые горы.







А затем еще 10 километров по равнине, но под колесами начался каменистый ад. Ехать тяжелее. Горы по сторонам стали выглядеть немного иначе. Их подолы часто состоят из песка. Гуляют верблюды.







Иногда на дороге песок, под которым тоже камни. Но я чаще буксую в этих песчаных плешах, теряя равновесие. В мареве впереди мне кажется, я вижу следующее озеро, Ачит-Нуур. Но Жень мне не верит, говорит, оно гораздо дальше, мы не можем его видеть.



Однако, с каждым километром, я крепну в своей мысли, невзирая на женины слова.



Мы приближаемся к какому-то проходу меж двух гряд, а слева постоянно видим полоску кустарника и низкорослых деревьев. Значит, там вода. И у того прохода впереди мы должны пересечься. Возможно, вода есть выше, где зелени мы видели больше (там и юрты были на склонах). Однако, здесь в этом широченном русле реки только камни да одинокий баобаб саксаул.





А вот за этим проходом-руслом начинается невиданной красоты пустыня. Вот прямо пустыня.





Где-то довольно далеко, ближе к озеру едет грузовик с углем. Где была развилка, я не заметила.



Дорога в пустыне вся изъезжена. Есть основных несколько колей - гребенчатых, местами каменистых и запесоченных. И есть множество побочных, твёрдых. Если розовый песок, то должно быть твёрдо. Если жёлтый, то топко. Не всегда работает.





Внезапная пустыня прекрасна: разноцветные горы, розоватый песок.















Чей тюфля?


Вот и озеро Ачит-Нуур. Видно только узкую полоску его плоской глади за полоской высокой травы. На берегу какие-то цветные крыши видны, наверно, туркэмп.





Мы остановились ближе к берегу озера у зарослей травы, из которой на нас напала тут же стая диких голодных комаров. Комары злые и агрессивные, а ветер как назло стих. Я как-то очень поздно осознала, что на пресноводных монгольских озерах всегда есть комары. Надо было таки брать репеллент.
Впервые за все время в Монголии вбиваем колышки. Песок словно камень.

29.06.2015. пн. 63 км (грунт). Озеро Ачит-Нуур - река Ховд

Утром +19, днём +36, вечером +23.
С утра сплошная облачность закрывала все небо, но не успели залезть в первый холм, как все разошлось по горизонту.
Тихое спокойное утро.



Ветра, как назло, нет. Нас едят комары, пока мы, постоянно двигаясь, пытаемся есть завтрак.
Сразу от озера едем в небольшой холм, постоянно оглядываясь на голубые воды, которые теперь видны лучше.





Дорога на холм поначалу неплоха, а потом внезапно приходится преодолевать сезонные русла с засыпями песка. Пешком. Песок очень рыхлый и глубокий. Колеи от грузовиков очень обманчивы.



На вершине и на спуск снова твердый хороший песок.





С этой стороны все совсем красно. Спускаемся мы резво. Нам виден перешеек озера Ачит-Нуур и озерца Зуун-Хол-Нуур с казахским поселением. И следующий на сегодня холм.



Озеро Ачит-Нуур («благодетельное озеро») пресное. Примыкающие к нему дельты рек образуют заболоченные области, поросшие осокой и камышом, в которых селятся различные виды птиц, среди которых гуси и орлы. Оно очень мелкое, при площади 297 км² максимальная глубина достигает всего 5 метров. В его водах водятся хариус и черный осман.



Берега опустынены, по берегам преимущественно каменистые обрывы и скалы из песчаника. На севере и востоке берега низменные, заболоченные.



Чем ближе к озеру, тем песчанее дорога. Встречаются треднопроезжаемые участки.



За нами какое-то время скакал мальчишка на коне, увидав нас откуда-то издалека, от гор. Так старался, что свалился по пути, а потом сердился на коня - подпруги спутались. Просто стоял и глазел на нас завороженно, когда догнал. А потом, видимо удовлетворив любопытство, уехал обратно к стаду.
К перешейку внезапно дорога широкая и расчищенная. Словно грейдер поработал.



У перешейка озёрного на первой протоке мост, а вторая протока сухая.



На перешейке стоит юрточное казахское поселение. Но мы не стали его фотографировать. Местные выглядели недружелюбно, в отличие от тех, что живут в Кхотгоре. Светловолосые и белокожие, в основном. Очень чумазые. На вопрос о чистой воде показали на озеро. Пошла я к озеру, а вода там кишит мелкожизнью. Набрала, сцепив зубы, для приготовления ужина. Неужели они действительно считают эту воду чистой? Или просто действительно недружелюбны?
Пока я набирала воды, Женя обступили чумазые детишки. Вот им было любопытно, веселились от души, крутя колеса и щупая наши вещи. Но вскоре приехал на мотике чей-то отец и сурово приказал детям отстать от чужеземцев.
Берег песчаный, хотя местами примерно такой.



Ехать по перешейку тяжело: труднопроезжаемый песок. Несколько колей, как обычно, но чаще всего в любой из них зарываешься рано или поздно.
Еще озерца с красными берегами.





В холм поднимаемся по вполне приятным колеям.



Но жарко сегодня. Обидно, оборачиваясь, видеть, что позади идёт ливень, а над тобой, как обычно, ясно, солнечно, печет.



На холме очень странно. Со него открывается вид в одну сторону на озеро и пустыню, а в другую - на разлив реки, порождающий извилистую тёмную ленту таежного леса в пустыне, похожую на шипастый хвост дракона, упавшего на песок.



Это река Ховд, до которой я сегодня стремлюсь доехать изо всех сил. Одна из крупнейших рек Монголии. Ее именем названы и город, и аймаг. А лес, рожденный ею, называется тугайным (вид галерейного леса, растущего по берегам рек и в ширину не превышающего нескольких метров).
Выше по холму вдруг вырастают мрачные выходы породы. Чёрные, бурые. Мордор.





И снова лес реки Ховд в пустыне.



После "мордора" дорога стала каменисто-гребеночной. Слева - манящий лес, справа - горный кряж.





Чем дальше, тем тяжелее мне двигаться: дорога мерзкая, жарко, душно, а вокруг после такой красоты слишком уныло - однообразная пустынная степь. Говь.


Ховд-гол удалилась от нас и скрылась в низине.


Последние километры перед ущельем реки: неясно, как вьется дорога, но мы видим грузовики, пылящие вдоль хребта, к которому мы движемся.



Дорога же еще немного набирает высоту, прежде чем провалиться к подножью гор и реке на главную.



Главная дорога по качеству... эм... широченная гребенка большой амплитуды =). Приехали.
У реки стоят какие-то строения, но движения не видно. Окон нет. Решили отъехать еще от них, и встать у реки в деревцах. А вот что интересно: на гору же явно идет тропа.



С нашей стоянки видно какую-то кирпичную фабрику. Там стоят автомобили и работают люди. Но нам все равно.



У нас очень приятный бивак: солнце зашло за гору, рядом прохладная река, дует лёгкий ветерок. Растёт дикий чеснок. И под тентом им пряно пахнет. Тут на берегу полный набор: комары, мошка, мухи. Но не много. Вода в реке серая мутноватая. Течение довольно быстрое. берега каменистые. С риском подцепить страшную заразу мы пили и пили сырую водицу, никак не могли утолить жажды. Не то чтобы не было у нас воды, мы ее запасаем всегда на случай сухой ночевки и вообще. Но сегодня я набрала воды из кишащего живностью озера Ачит, которую точно не стала бы пить сырой. Да и готовить на ней мы не стали, раз река рядом.
Устала дико, и от жары, и от дороги на последних десятках километров. Соскучилась по деревьям. Нет вида прекраснее.


Все фотки этих дней.
Tags: Западная Монголия, Монголия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments