ulawa (ulawa) wrote,
ulawa
ulawa

Categories:

Край озер Беларуси

В этот раз в Беларусь мы поехали чуть позже, нежели обычные люди из-за моего УТП в Крыму. Проехались по волшебнейшим озерам северного края с 14 по 19 мая 2016 года.
Пробег 521 км (156 грейдера и грунта, 365 асфальта) за 6 дней.
Состав традиционный: мерзкий Жень да гадкий Юль.
Карта нашего пути (как обычно карта-картинка; ссыль ведет на гугло-карту; красный/синий - череда дней).



Нитка маршрута: Полоцк - Освея (Освейское озеро) - Верхнедвинск - Миоры - Браслав (браславсие озера) - Козяны - Мядель - Нарочь (озеро Нарочь) - Молодечно.

Начну свою монгольскую песнь.
[Заброска]
Выехали вечером пятницы 13-го на поезде Москва-Полоцк.
И тут я, извинтиляйте, покидаю камней в огороды "Городского такси" и агрегатора "Яндекс-такси". До вокзала решили ехать на такси. Вызвонила, как всегда, за сутки в "Городское" ради пежо партнера. У них фиксированная цена на трансфер в аэропорты и на вокзалы. До вокзала всего 600 р. Очень выгодно. Но менее, чем за час, мне звонят и сообщают, что пежо партнер предоставить не могут. Еще при заброске в аэропорт вначале мая выяснилось, что парк автомобилей у них сокращен, а машину они не бронируют заранее, как это некогда было, а ищут за час до подачи. И решилась я опробовать яндекс-такси. Минивэн обещали за 1400р. Приехал "Некси". Однако, по факту вышло 2500. Трэш какой-то. Надо искать теперь некоего нового перевозчика с фиксированной ценой трансфера.
Ну, вернусь. Про оплату велов в поездах, следующих в страны СНГ, мне в этом году сказали следующее: не нужно оплачивать проезд по территории России до границы. Платить нужно только в том случае, если мы не умещаемся в вес до 30 кг на каждого. Можно заплатить на всякий случай, если хотим, но по тарифу в 20 кг перевеса тогда. Если сами того желаем. Для уверенности. Не стала. Проводница попричитала только, как же мы поместимся, но про оплату не заикнулась.
Поезд идет 11,5 часов. Состав у нас был белорусского формирования, но новый. Для закидывания велов неудобный по причине стенок у третьих полок. Впихнулись, однако, неплохо. И нам попались прекрасные соседи: очень спокойная ни во что не вмешивающаяся девушка и пожилая позитивная женщина. Их робкие опасения по поводу сваливания на головы велов были нами решительно отметены и не оправдались, как поезд ни трясло. Лидия, как оказалось, родилась в Тверской области, а детство провела в Беларуси. В юношестве переехала в Москву, и жизни без последней уже не чает. Очень интеллигентная и приятная в общении оказалась женщина.
Выгрузились в Полоцке последними, с кружками, наполненными чаем, наперевес. На улице - ветрище, сплошная облачность и как-то зябко.
Неспешно собрались, сняли денег в отделении Беларусбанка рядом с вокзалом. Закупились в супермаркете Дионис тоже рядом с вокзалом, и поехали на набережную, посмотреть Полоцк и ухватить завтрак.

[День первый.]

14 мая 2016. сб. 77 км (60 асфальт, 13 грейдер, 4 грунт).
Субботним утром в Полоцке народу не много. Однако, к "Замковой горе" и Площади Свободы уже подвозят группы школьников автобусами.
Западная Двина


На Площади свободы памятник 19 века Отечественной войны 1812, а за ним памятник защитникам родины в ВОВ.


Площадь с другого ракурса


Пытались заехать на гору к Софийскому собору какими-то задами, так как с набережной к нему ведет лестница.


Оказалось, что некогда в огороженных строениях был туберкулезный диспансер. Но сейчас он переехал в связи с присвоением зданиям статуса памятника истории и культуры.
А вот и Софийский собор, попасть к нему можно через калитку в заборе.


Построен он был в 11 веке, но в 18 взорван и отстроен заново в стиле барокко.
Перед собором лежит огромный Борисов камень - валун с изображением креста, знаменующим победу христианства над язычеством. А из-под горы течет ручей, окруженный некими языческими культовыми камнями.
О, что еще интересно: надписи на табличках выполнены на белорусском и английском языках.
Сразу за Замковой горой через речку Полота построен пешеходный мостик с бесчеловечными лестницами. Жень осилил лестницы по 5 крутых и узких ступеней: уж очень не хотелось в центр на дороги.
И вот мы в пути. Едем по песчаным грунтам. Слева поля и Западная Двина, справа - высотки спальных районов Полоцка.


На асфальте поначалу движение весьма оживленное, но после пересечения Р20 стало очень свободно. Асфальт то хороший, то не очень. Проехали университетский городок у Гамзелево. Чудно. Кампусы, спортивные площадки, богатые дома.
На Р46 стало чуть больше автомобилей. Но не напрягающе.
Леса то хвойные, то березовые, сменяются полями. А с полей пахнет молоком. Для Женя - навозом, а для меня - хлевом, выменем. Отчего-то очень захотелось парного теплого еще молока, хотя в детстве я его очень не любила.


На пути много деревенек. Все ухожены. Цветные заборы и дома (у нас так не красят: фиолетовый дом с желтыми ставнями, например). Некоторые деревни совершенно выбиваются. Соколышча, например. Я поначалу решила, что это огромный детский сад: столько деревянных изваяний и беседок, лужайки и прудики. Красота.


Еще странное ощущение сего дня: нас не принимают за иностранцев. Все говорят по-русски, надписи на русском. И когда нас спрашивают, откуда мы, то первая фраза "Да мы с Полоцка сегодня выехали" вызывает обманчивое ощущение, что мы там и живем.
Сегодня +21. Тепло и солнечно. Облака к вечеру разнесло. Съели по мороженку даже.
Под конец дня съехали на грейдер. Широкий ровный грейдер со слабой гребенкой местами. Едется отлично. Но порой обочины слишком песчаные. И авто уж очень пылят, проносясь.


Нам очень эта дорога напомнила Карелию: грейдер, кругом стоят сосны, виднеются озерца, сплошные болотца и провалы по сторонам, растет мох и ягель в лесу, а дорога то вверх, то вниз.






Встать на ночевку решили чуть дальше плана, на озерце Аксеново, к которому уводила грунтовая дорожка. У самого озерца есть давно не жженое костровище на полянке. Но к воде не подойти - топко. Комаров мало.





[День второй]

15 мая 2016. вскр. 85 км (грейдер 19, грунт 3, асфальт 63).
Спать было немного зябко. Мы, ожидая тепло и зная, что у нас супер одеялки Сиверы, взяли их. Утром +16, днем + 21, вечером +11. С утра небо приятно чистое.
С утра снова дремы о Карелии. Жень говорит, судя по отчету Гвоздева, та дорога, которой мы ехали 9 лет назад, стала гораздо лучше. Можно махнуть опять на северА.
Через 7 км грейдер внезапно кончается, и мы едем по волшебно ровному асфальту у д. Изубрица.


Но очень недолго: через 3 км волшебство кончается снова грейдером.
Мало красот с этого дня, увы. Но вот речушка приятная.


После пересечения Р117 надолго асфальт. Справа от нас Освейское озеро и заказник, а мы вдыхаем ароматы цветущих яблонь и сирени. В деревнях дома часто окружены яблонями. Очень живописно.




В Освее есть исторический парк и музей. В парке разбросаны руины усадьбы Шадурских.


А после Освеи мы, наконец, видим аистов, без страха гуляющих по дорогам.


Белорусские просторы.


В селе Сарья стоит абсолютно потрясная неоготическая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Я, увидев издалека, решила, что это костел. Так и было, но недолго. В 19 строительство храма было заказано местным помещиком Игнатием Лопатинским в память о своей слишком рано усопшей жене архитектору Густаву Шахту. Очень скоро после постройки храм был передан православной церкви. И у него, как это часто бывает, непростая судьба. Еще в начале нашего века он был в плачевном состоянии. И окончательно реставрирован только в 2013 году. Тогда и появились во дворике статуи Петра и Февроньи.




Это очень стройное строгое, но узорчато-воздушное творение. А рядом в центре села сохранились ворота в усадьбу помещика Лопатинского, где сейчас разбит парк с руинами и памятниками.


На этом асфальте трафик тоже весьма маленький. И на Р20, как ни странно, почти отсутствует. Заехали в Верхнедвинск. Очень приятный какой-то сонный городок.
У Жени неудачные фотки.

Хочу отметить, что очень чисто. Повсюду, где мы ни были.


И вот после Верхнедвинска на той же Р20 стало как-то неуютно. Во-первых, откуда-то появился трафик, хоть и небольшой. А во вторых, мы таки заехали под фронт, весь день наплывавший на небо. Пару раз до нас долетали капли. Но пока не угрожающе.
Пересекаем Западную Двину.




А после деревни Узмены нас все же накрыло дождем. Благо, ехать нам осталось недолго. Но неприятно же. Свернули с "трассы" на грунтовку и за деревушкой Бурелом встали в самом начале леса. Как только мы въехали в лес, я приметила канавы по краям дороги, непролазные для нас. Ожидая, что так и будет впереди, уговорила Женя не пытать судьбу, а завернуть в лес на первом же попавшемся удобном месте съезда. Стоим под елками. Как ни странно, сегодня больше комаров.

[День третий]

16 мая 2016. пн. 93 км (грунт 12, грейдер 24, асфальт 57).
Всю ночь падали на палатку капли, хотя дождь перестал с наступлением темноты. Не люблю ночевать под деревьями. Комаров прибавилось.
На рассвете меня разбудил безумный птичий гвалт. Весь лес ополчился на нас.
Утром +8. Небо ясное-ясное. Грунтовка оказалась местами очень раздолбанной лесовозкой. 7 км по большей части ехали, но местами шли, перелезая колеи с водой. Очень правильно вчера остановились: просеки непролазны, вдоль всей дороги шли "рвы".






Видели оленя. И один раз очень нас напугал бобер, начавший при нашем приближении продираться по заваленной канаве у дороги прочь от нас. Дико хлопал хвостом и плюхался в водяные дырки. А потом затих - поплыл.
Ветер сегодня - ощутимый мордник. Воздух, мягко говоря, свеж. Ветер тем более. Днем не более +18. Весь день в поларе. Хотя на привалах очень тянуло раздеться: солнышко то печет.
С грунта вылезли на грейдер, затем снова в деревне залезли в грунт, а уж после свернули на асфальт (Р14). Трафик небольшой. Асфальт попу трет.
В Миорах привлекает внимание костел Вознесения Пресвятой Девы Марии начала 20 века постройки. Тоже неоготика.


После смены Миорского района на Браславский сразу стало как-то и холмисто, и очень красиво.
Озеро Абстерна (еще в Миорском районе)




Озеро Икзань (Браславский район) и храмы села Иказнь.


Костел в Иказни.


После с. Иказнь начинается подъем на пригорок грейдерно-брусчатный. Это пугает.
Вид на Иказнь с пригорка.


Но брусчатка оказалась только на подъеме, затем был хороший грейдер. А позже и вовсе оказалось, что после каждого села и деревеньки покрытие меняется: то асфальт, то грейдер разного качества, то грунт. А кругом просторы и леса, домики в яблоневом цвету и улочки в сирени.




А это костел Промысла Божьего в Слободке, так же называемый костелом Сердца Иисуса. Каменный храм возведен на месте деревянной церкви в начале 20 века. Очень выделяется на общем фоне и виден издалека. Даже с горы Маяк на браславском озере Струсто, куда мы сегодня направляемся.




Асфальт от с. Слободка волшебный. И ни одного автомобиля. Ехали в ряд по полосе. В Слободке последний на сегодня магазин. За Гавриловцами начинается нацпарк "Браславские озера". Нас ограничения касаются в части необходимости ночевок только в определенных для этого турстоянках или в усадьбах, коих тут множество.
Сайт нацпарка предлагает огромный выбор заказных платных турстоянок. А вот о прочих умалчивает. Жень написал письмо с вопросом о необходимости бронировать места на турстоянке у г. Маяк. Но ответили ему спустя неделю после нашего возвращения. И даже написали, сколько стоит. Хотя мы стояли совершенно бесплатно. Никто ничего не проверял.
За д. Леошки нас внезапно тормознул пограничник. Мы опасно близко едем теперь рядом с погранзоной. Он удостоверился, что едем мы прямо, по берегу озера, через д. Красногорка, и отпустил с миром. Еще до поездки Жень видел карту пограничных зон витебских байкеров и был спокоен относительно нашего маршрута. Пограничная зона проходит прямо по нашей дороге. Налево в кусты можно, направо - низя. Поэтому пропуска мы не оформляли.
Одна из многочисленных усадеб, предлагающих ночлег.




Лес хорош.


Озера тем более. Озеро Воласа.


Озеро Снуды.






Озеро Струсто с г. Маяк.

Вон и храм Сердца Иисуса в Слободке виднеется.






Воды набрали в ближайшей к ночевке деревеньке, у подножья г. Маяк. К сожалению или счастью, но местность здесь вся холмистая. Дорога вечно бежит то вверх, то вниз. Устали мы от этого сегодня. А все почему. А потому, что давным-давно здесь был край ледника, оставившего после себя все эти холмы и холмишки, озера и озерца.
К берегу вкруг г. Маяк на турстоянку ведет грунтовка. И там хорошо. Есть туалеты, навесы-беседки, и море одуванчиков. И вода на мелководье в озере кажется теплее воздуха (вечером + 13).
Рядом стояла пара пожилых людей. Молодеченские туристы пенсионного возраста Владимир и Наталья катаются по родным краям в неспешном темпе. Отпуск.



Весь вечер слышали со стороны озера странные звуки, словно ветер играется с пустой бутылкой, задувая в нее. Жень говорит, это выпь. Я не поверила. А теперь - вот же оно.

[День четвертый]

17 мая 2016. вт. 90 км (грейдер 33, асфальт 57).
Утром +8, днем + 17, вечером + 15.
С утра еще взобрались на г. Маяк. Владимир говорит, что раньше на ней стояла только триангула, а пару лет назад установили смотровую башенку.








Вчера объезжали озеро Снуды, сегодня - Струсто.


До Браслава у нас ненапряженный асфальт, без трафика особого. Между озерами Навяты и Дрывяты в Браславе стоит костел Рождества Девы Марии. Городок я сам почему-то особо не запомнила. Деревянные домики на тех улицах, что мы ездили. Музей даже есть. В магазине не было сухофруктов. Вот и все картинки.


У озера Дрывяты напротив Замковой горы - самый настоящий пляж.


После Браслава довольно неприятная трасса с трафиком Р3, сливающаяся с Р27. После отворота на проселочные дороги внезапно увидели в селе столетнюю липу. Нужно четыре меня, чтобы ее объять.


Собирались мы объехать озеро Погоща по восточному берегу. Но дорога после села Погошча внезапно оказалась свежеперекрыта. Нам ничего не объяснили, только развернули на объезд. В этот же день, но гораздо позже, мы узнали от пастуха, что там свиноферма, на которой пошла чумка. Всех свиней потравили, кабанов в округе потравили, а проезд перекрыли.
На объезде было красиво. Но местами грейдер с гребенкой.

Домик прячется.

Вцелом дороги хорошие. И, благо, деревья есть по краям полей. А то снова мордник.






Церковь в с. Далекие.

Чем-то напоминает Юрьевский костел прошлого года в Полонечке.


Извилистое озеро Богинское

и одуванчиковые поля на его берегах.

Самый хороший грунто-грейдер в лесу: влажный и укатанный.


Выехали на уже пустынный асфальт Р27. В деревне Козяны набрали воды у мужичка во дворе из колодца. И отправились по еще более пустынному асфальту Р18 искать место ночевки. Ехали в ряд по полосе. Мимо нас за час проехал один автомобиль. В предполагаемом месте ночевки слева поле, справа река, через реку - первый и единственный дом д. Алашковчина. С провалившейся крышей. А на реке плавает белоснежный лебедь.


Так и встали в траве на берегу реки.




Сегодня кругом ходили сумрачные ливневые тучи, но до нас долетели пару раз лишь мелкие редкие капли. К вечеру же фронт разнесло.

[День пятый]

18 мая 2016. ср. 102 км (грейдер 33, грунт 15, асфальт 54).
Рано-рано на рассвете открываю я палатку. А там - иней. Всю ночь мерзла, жалась к Женю и укрывалась двумя одеялками. Утром +8, днем +17, вечером +9.
Вскоре свернули с нашего пустого асфальта на грейдера да грунты. На грунтовке видели лисичку. Та прогуливалась по дороге, выискивая следы, пока мы наблюдали за ней с привала. Вдруг, заметила нас, встала, внимательно приглядываясь. Подошла. Еще раз остановилась. Пригляделась. подошла. Но как только я полезла за фотоаппаратом, неспешно затрусила от нас в кусты.




Костел Святого Тадеуша в д. Лучай


Вскоре после этой деревни вылезли на трассу Р45. Очень неприятный трафик фур и грузовиков. Были рады свернуть с нее вновь на грейдер к деревням.



В этом автобусе, оказывается, поселился пастух.

Коровы-бунтарки отвоевали молокобак.


Такие же виды открываются и с трасс, но на загруженных дорогах они не притягивают взгляд.


Да и просто приятно катиться по узенькой дорожке среди красочной сладко пахнущей зелени.







А на это поле кормовой травы зачем-то привозили кучки компоста.


Облака снова угрожающие: где-то явно идут ливни, на нас пару раз падали капли. Кстати, в этом месте грейдер весьма запесоченный. И здесь мы сели на хвост, пожалуй, столетней бабушке на велосипеде, упорно ехавшей по правому ряду в весьма глубоком песке. Подъемы она преодолевала пешком, а на спусках или ровняке ловко запрыгивала в седло "коня", который в два раза выше нее.


Последний участок пути по дороге Р28. Трафик приличный.
Заботливые белорусы.


Свернули в курортный поселок Нарочь, чтобы объехать дорогу. В поселке тьма тьмущая санаториев, пляжи и набережные, частные домики стоят за высокими заборами, что редкость.
А за поселком въехали в лес с грунтом. И тут нас накрыло градом. Резко похолодало.




Повернули к автокемпингу Нарочь, где планировали встать на ночь. Опция душа включена в номера гостиницы автокемпинга (дорого, 630к за двоих), больше нигде помыться нельзя, хотя можно встать еще в летних домиках (за 150к с человека) или с палаткой (за 100к с человека). Во-первых, очень хотелось вымыться перед поездом. Во-вторых, очень надоело мерзнуть ночами. Так что мы заселились в единственный свободный номер. И - опа - тут не принимают карты. В сельских магазинах принимают, а в гостинице - нет. У нас нашлись наличные, но впритык. Отдельно к номеру еще нужно заплатить "курортный сбор" в размере 1 доллара. Завтрак включен (выбор из трех вариантов).
Ужинали на берегу озера Нарочь. Дождь как раз закончился. Так мне жаль, что радужный столб, торчащий из водной глади, я не успела запечатлеть (пришлось бегать в гостиницу за фотиком).









[День шестой]

19 мая 2016. чт. 74 км (асфальт).
У Женя было заготовлено два трека на сегодня: на 95 км и на 75 км. Решили, что поедем коротким: мало ли что, у нас еще электричка до Минска впереди.
Может зря, а может и нет. Ничего сверхинтересного не было. Асфальт. Весьма загруженный.
Ветряки к нашему удивлению.


Сады прямо вдоль дороги.




Церковь в Любани интересна своими совершенно разными почти черными куполами.


Еще рапс.


Мутная речка Вилейка после водохранилища.


За км 5 до Молодечно внезапно обнаружили слева от дороги асфальтовую дорожку.


В Молодечно приехали рано. Я уже отвыкла от городов: он мне кажется просто гигантским.
Сели на электричку отправлением в 15.45 (а до этого все равно эльки отменили). Идет она два часа до Минска. Что плохо: низкие перроны везде. В электричку приходится передавать вещи друг другу. Я бы со своим ростом сама бы нифига не заволокла. Что хорошо: чисто. Их электрички очень чисты в сравнении с нашими. Еще в каждом вагоне куча места с обоих концов. Еще в каждом вагоне урны.
Если велосипед не упакован, надо заплатить столько же, сколько стоит билет на человека. А если упакован в чехол, то - ничего.


Сегодня снова жарко. С утра облака еще кучковались, а к вечеру стало совсем тепло и хорошо.
В Минске у нас оказалось много времени, и мы бестолково погуляли вокруг вокзала и дошли до центра - площади и проспекта Независимости.


Прямо в центре комплекс университетских зданий. Куда ни глянь - университет.


На вокзале Минска, как и в Молодечно, есть проходы через пути: не надо скакать по пандусам и лестницам вверх-вниз. А вот такие крышки коллекторов на привокзальной площади и на самом вокзале.


У нас был проходной поезд из Бреста. Но стоял он долго - 20 мин. Но у нас места в прицепном вагоне. Который прицепили прямо при нас.
Соседи нам снова попались замечательные. Но с грудным ребенком. Но замечательные. После закидывания велов на третью полку, натянули сверху сеть из эспандеров: самим спокойнее.
Прибыли в 8.40. В Москве затяжной дождь. Брр. Но тепло. Собрались на перроне и поехали своим ходом на Каланчевскую, окунаясь в вечный ремонт, грязные лужи и хамство.
На Каланчевской мне в 10.20 выдали нулевые билеты на велосипеды. Я удивилась. А потом прошли контролеры, и их все устроило. Еще раз удивилась. Что-то поменялось?
Фух. Приехали =Р

[Питание. Траты. Цены]

! АПД: в июле 2016 года в РБ прошла деноминация. Цены у меня указаны в "старых" деньгах. Эти суммы нужно делить на 10000 !

Готовили на "Галоше", взятой из Москвы. Изначально ели макароны с тушенкой вечером и овсянку с сосисками утром. Но на макароны уходило многовато бензина. Да и овсянку я взяла самого крупного плющения. Поэтому на вторую половину поездки было решено готовить вечером овсянку (она еще и быстрого приготовления оказалась) и замачивать на ночь гречку, как мы привыкли поступать в сухих степях Монголии. Утром такая гречка требует только разогрева и смешивания с тушенкой.
Ребята (Жанна и Илья) советовали тушенку определенного завода, но я, конечно, запамятовала, какого именно. Ели мы и березовскую тушенку, и слуцкую. А вот Снов так и привезли домой - последний завтрак съели в гостинице. На мой взгляд, вся тушенка была хороша.
На обед и перекусы - печенье, сухофрукты, квас и булочки, бутеры с сыром. Сахар, чай, кофе, соль - из дома.
Ассортимент магазинов в городах весьма широк. В деревнях чуть меньше, но самое необходимое (гречка, овсянка, пшенка, макароны, рис, сухое молоко, тушенка и пр) бывает. Можно не найти сосисок и сыра. И булочек. Часто не было ни сладких булочек, ни даже хлеба.

Траты:
еда (закупки + всякие ништяки) - 1372700 белру
билеты и такси - 12685 руб
ночевка - 670600 белру

В магазинчиках в деревнях принимают карты, что очень выгодно. Особенно перед деноминацией, которая намечается в Беларуси в июле. Магазины уже готовятся и дублируют цены.
Воду набирали в колонках и колодцах. Иногда колодцы находятся на частной территории, но хозяева не отказывают путникам в воде.
Некоторые цены этого года:
тушенка - 33700
молоко сухое - 44900
макароны - 6300
овсянка - 9500
квас - 15600
пиво - 15000
Tags: Белоруссия, велопоход
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments