33 день. 23.11.2015. пн. 57 км (асфальт). Кочабамба - близ Тираке (Tiraque).
Утром +23. С утра еще ехать неплохо, воздух свеж. Мы выезжаем из Кочабамбы по шоссе F4 (на разных картах она имеет разные номера, то 4, то 7), уходящему в очередной перевал.
В городской агломерации, тянущейся по всей долине, шоссе пыльное, загазованное, с интенсивным трафиком грузовиков, фур, маршруток и автобусов. Поутру лезем в подъем бодро, но вскоре солнце начинает припекать, на привалах прячемся в тени деревьев, пока она есть. +45.
На последних 400 метрах подъема вдруг поднялся холодный встречный ветер. Так странно. Нас после жары словно окатило ушатом ледяной воды. Вскоре напяливаем куртки.
Кочабамба с гигантской статуей на холме.
В деревеньках в Боливии часто встречаются агитнадписи к выборам. В этом регионе предлагают голосовать за некоего Ивана.
А это некогда была придорожная закусочная. Руины хранят следы странного экстерьера. Кстати, вдоль дороги сплошная свалка. Сразу видно, что шоссе с большим трафиком.
На высоте 3300 Жень чувствует озноб, головокружение, слабость, ведет себя немного неадекватно. Как так? Столько уже на высоте провели времени. Я не чувствую признаков такой уж слабости. Хотя против появившегося ветра меня болтает и часть пути я прохожу пешком.
Деревья и пустоши.
На перевале всего +18, солнце скрывается за облаками, тяжело переваливающимися через горные хребты. Такие картины у нас будут почти каждый день.
Начинаем спускаться с перевала и утыкаемся в многокилометровую пробку из всех тех фур и автобусов, что обгоняли нас ранее. Что-то серьезное случилось на дороге впереди. Но нам как раз поворачивать направо на сельскую руту 4, оказавшуюся к изумлению асфальтированной.
Ветер стал теперь попутным.
Едем через каньон. Красиво. Кругом деревни, в которых выращивают маис и кукурузу (нам с непривычки их трудно отличить друг от друга). от высоких деревьев разносится приятный аромат хвои и эвкалипта.
Пробка видна издалека.
После спуска нас поджидал еще один небольшой подъем, с которого мы скатились в сельхозобласть.
У них есть ирригационная система, но вода в ней мутная, как в единственной водной реке.
Нашли себе местечко в каньоне русла реки Мийумайю (Millumayu) меж двух деревень. Сразу за мостом ушли в лесок, растущий вдоль берега и встали на краю заброшенных много лет то ли полей то ли карьеров.
Перед ужином к нам внезапно пришел пьянчужка-кечуа. Поболтали, как смогли, угостили его нашим небогатым ужином (а мы, надо сказать брали с собой про запас сублиматы, и наш сегодняшний ужин как раз из них, так как в Москву их везти не хочется).
Пьянчужка звал ночевать к себе, говоря, что ночи холодные. Мы, как всегда, отказались. Ушел домой, но меня насторожила фраза, имевшая примерный смысл "я сейчас сбегаю и вернусь". Очень боялась что вернется с самопальным алкоголем и местной братвой. Однако, минут через 10 он принес нам теплые одеяла и шоколадки (от одеял мы, конечно, отказались, а вот шоколадки я умяла). И быстро убежал: жена уже ругает.
Светит луна, фиолетовый фронт куда-то отнесло, летают светлячки, птички звенят, словно бубенцы. Шоколадки греют.
Вечером +16. Высота 3200.
34 день. 24.11.2015. вт. 74 км (64 асфальт, 10 брусчатка). Тираке (Tiraque)- близ Койпа (Collpa)
Утром +7. Палатка в росе. Но как вылезло солнце, сразу стало жарко.
Утром наш вчерашний знакомец привел друзей, которые, кстати, почти не говорят на испанском. Их родной - кечуа и его они и знают. Полюбопытствовали и быстро ушли - работать надо.
Вид на сельхозугодья с подъема после ночевки.
Лезем в небольшой перевальчик и тут нас обгоняет шоссер. Удивил немеряно. В Боливии в сельхозрайоне. В экипировке и вообще. Наверно, от Кочабамбы до конца перевала ездит. Или делает круг (наша дорога - перемычка между двумя трассами). За Тираке мы выезжаем на нашу основну дорогу F7 (опять же на разных картах она по-разному обозначена, то 4, то 7, на местных указателях - 7 и надпись Панамерикана).
После перевала длинный спуск с небольшими пупеньками. Ветер к 10 часам поднялся встречный, а к часу дня усилился до ощутимого. Дорога петляет в горах, и ветер в горах закручивается, так что направление его совершенно непредсказуемо.
К полудню снова лезут облака. Некоторые собираются в тучи и погромыхивают.
На спуске красивое ущелье и очень приятная дорога в тени деревьев. Почва красная глинистая. не хотелось бы попасть под грозу, чтобы это все размокло.
Сегодня тот самый томительный день, когда мы должны найти руины инков. А они что-то все не находятся и не находятся. Каждые километров 5 я ловлю кого-нибудь из местных и допрашиваю, где тут Инкаяхта. Мне каждый раз отвечают: "Да вот тут рядом, вы немного не доехали. Как доедете, сразу поймете, там будет крест и надпись". Так мы и едем недоедем по наводке местных уже полдня, и все смотрим на окружающие холмы и горы, выискивая глазами намек на руины.
А затем мы поднимаемся метров на 100 к Lope Mendoza и за нами пытались угнаться какие-то младшеклассники, идущие по домам. Нас больше завораживают облака, конечно. Пейзажи.
На солнце жарко (+40), а в тени ветер заставляет ежиться (+25).
На этой дороге трафик небольшой. Порой проезжают автобусы и редкие фуры. Но в основном - легковушки-такси, курсирующие между деревнями. Населенка довольно плотная. Сегодня не могу не вспомнить бабушкину деревенскую присказку "Хорошо в краю родном. пахнет сеном и говном".
Ближе к повороту на Инкайяхту даже похоже на Норвегию что ли: поля, коровы, луга с клевером, горы объяты облаками.
А вот и крест. То есть, как бы, перекресток. И надпись, и знак, и все понятно. На 64 км от утреннего старта.
В километре от знака поворачиваем направо, на брусчатку. Вероятно когда-то это было прекрасное покрытие для сельской местности, да и сейчас местные не жалуются. Но наши попы что-то не рады.
Так выглядит сам поворот.
На ночевку устроились в заброшенном карьере слева от дороги.
Вечером +20. Все в облаках. Ветер в ущелье порывами. Высота 2500.
35 день. 25.11.2015. ср. 31 км (брусчатка). Койпа (Collpa) - у поворота на F7
Всю ночь задувал ветрище и сверкали молнии. Но дождя не было. Утихло все только перед рассветом. Палатка суха. И что странно, нам всю ночь светила луна.
Утром +7, и на небе ни облачка. Как только выглянуло солнце, сразу нагрело до +26.
Ко мне в кастрюльки набились муравьишки. Белочек прибежал.
Виды волшебные.
Наша брусчатка.
Сразу за поворотом на руины лезем в неприятный подъем.
Неприятен он тем, что поначалу очень крутой метров на 150, а потом мы скачем то вверх, то вниз через сезонные протоки ручьев на стенах скал еще 9,5 км под палящим солнцем. Тяжко. Ползем медленно и натужно. В некоторые пупени (два в конце) входим пешком.
В каждой деревне есть школа. Местные школотроны из старших классов спешат на занятия на мотиках. Одна девица с откровенным декольте, с заманчиво скачушим на брусчатке бюстом, выбила нас из движения на минут 10. Я лично люблю красивых девушек, да еще и с таким привлекательно колышущимся бюстом. Есть в этом что-то завораживающее.
Часам к 10 поднялся освежающий ветер. Мы же к руинам доползли только к 11. Присутствует навес для отдыха, туалеты, урна. Брошюр нет. Все надписи на испанском. Домик с билетной кассой как ни странно работает, а вот кафешка в нем - нет.
Стоит посещение руин 15 боливиано с носа.
Incallajta (кечуа Inka Llaqta, букв. «город инков») — один из наиболее важных археологических памятников Боливии. Внесен в список ЮНЕСКО.
Крепость и поселение возведены в 15 веке в годы правления Инка Юпанки. Площадь поселения составляла около 80 гектаров. Позднее, при Уайна Капаке, город был реконструирован.
Инкальяхта представляла собой военную крепость, политический, административный и церемониальный центр Кольасуйу, одной из 4 провинций Тауантинсуйу, а также оборонительный рубеж для защиты от набегов чиригуа.
Раскопки Инкальяхты впервые проведены в начале 21 века группой под руководством Лоренса Кобена из Пенсильванского университета. Когда-то у него был сайт, посвященный раскопкам, но сейчас он не доступен. (инфо из вики, так коротко и ясно я бы не написала)
Сохранилось, конечно, очень мало, но интересно побродить.
Главное здание, Кальянка, занимает 25 x 78 метров, и являлось на то время крупнейшим зданием под крышей в доколумбовой Америке. Крыша опиралась на 24 колонны, диаметр основания которых достигал 2 метров.
Все заросло
Пока гуляли на руинах появилась еще пара посетителей: немцы, приехавшие на автодоме.
К полудню наползли облака и усилился ветер.
Жертвенный камень
Ну и странно, что я раньше в ЖЖ не выкладывала это фото. Стеснялась наверно. Легенда такова: я забыла зеркальце в поход. Сделала селфи, попирая руины инков, и ужаснулась: красна, грязна, страшнее инка.
Когда тронулись назад на нас даже покапало из громыхающей тучи. Температура резко скакнула с +43 до +21. На холодном ветрище даже стало зябко. Спускаемся мы резвее, но все равно устали от мощеной дороги.
Видели зеленых мелких попугаев. Летают крикливыми стайками. А ранним утром мелкую-мелкую желтую колибри.
О, и здесь встречаются высокие пышные деревья, усеянные красными цветами, как в аргентинской Сальте (есть фотка в тот первый день похода).
Красота кругом. И сплошная деревня, как мне показалось. Поля аж до самого входа в древний город. Местные пашут на волах, хотя и трактора стоят местами. Как-то мы вчера не замечали, но тут полно курятников, и довольно часто проезжают грузовики с коробками кур. Еще полно овец и коров. А вечерами, когда воздух свеж, так вкусно пахнет травами. Как в деревне на Смоленщине. А днем навозом с полей. Растят кукурузу и картошку, кстати.
От жажды тут не умрем: есть ирригационная система, ручьи. Но порой такое все мутное - сельхоз район.
Встали за 3 км до выезда с брусчатки у ручья.
Опять все небо затянуто. Вечером +16. Стрекочут сверчки. Высота ночевки - 2730м.
36 день. 26.11.2015. чт. 52 км (3 брусчатка, 7 асфальт, 42 грейдер). поворот на F7 - Йату Пампа (Communidad LLathu Pampa)
Утром +16, но ветрище. Жень утверждает, что ночью опять сверкал фронт. Дорогу крутит, ветер крутит, направление вечно меняется.
Полдня едем под фронтом. Температура +21 - +23.
Внезапно ветряки.
В Эписане куча мелких лавочек и даже отель Хилтон.
После Эписаны (Epizana) ремонтируют дорогу на многие километры. Асфальт - остатки былой роскоши: местами лежит, местами разбитый, местами нет. А через 16 километров пропадает вовсе. Порой дорога неплоха, но чаще - засыпи гравия. После Эписаны же первый перевал. Небольшой.
Написано что-то типа "Эво - яйцо". Жень после этого сочиняет пошлые песни про Эво (президент ихний).
Внезапно какая-то странная область, будто бы носящая оттенки геотремальной активности.
Спускаемся в долину. Жень утверждает, что здесь похоже на Новую Зеландию. Хм хм. Мне же не нравится. На спуске встряли: дорога перекрыта на ремонтные работы. Открыли в полдень.
Дорога.
Внизу у реки расположилась деревенька Копа Чунчо (Copa Chuncho). Там наблюдала как школотронам продавец в магазине наливает колу из стеклянных бутылок по пакетикам, вставляет трубочки и так отдает. А бутылки складывает обратно в бокс. Дело в том, что в Боливии стеклянная тара возвращается обратно на заводы, где в нее снова разливают напитки.
Из долины лезем уже в нехилый перевал. Еле вползли. Очень пыльно. Все проезжающее поднимает пылищу, а ветер гонит прямо в лицо.
Сквозь неплотную пелену стало проглядывать солнце, и температура подскочила до +34.
Оглядываясь назад.
Почти залезли.
Я что-то забыла совсем: здесь на склонах высадки хвойных деревьев очень часто встречаются.
Оглядываясь.
Впереди неприятное.
Так и есть. Перевал оказался двойной. Встали на самой его вершине за холмиком. Здесь, видимо, раньше проходила дорога, так как холмик огибает по краю обрыва асфальт. Но случился обвал, и дорога прерывается. Встали недалеко от тупика в кустах где когда-то была навозная куча. Немного закрывает от ветра.
С перевала видны все горы и долины окрест. Словно нарочно завели на самую высокую.
Где-то идет ливень.
Вечером +15. Высота ночевки 3050м.
37 день. 27.11.2015. пт. 49 км (грейдер). Йату Пампа (Communidad LLathu Pampa) - за Сиберией (Siberia)
Утром +14 и сильный холодный ветер. Он ночью то утихал, то нарастал вновь.
Утренние виды.
И после завтрака.
За поворотом притаилась деревня.
Едем пока более менее ровно по склонам.
Внизу водопадики в лесу и поля.
Спускаемся к очередному поселению у реки - Эсперанса (Esperanza). На дороге видны ошметки асфальта. Вчера я задавалась вопросом "Когда же снова асфальт?" Сегодня "Асфальт вообще будет?" Спросила у местных, и мне ответили, что после Комарапы (Comarapa). Хехе, уточнив, что это в трех часах езды. Хехе, на авто. Оказалось, это в 65 километрах (три часа на авто, ага). Надеюсь, асфальт будет, если там такая же пересеченка.
От Эсперансы у нас снова подъем на 1000 метров. Сколько спустились, столько и наберем ).
Почти на вершин внезапно растут разнообразные кактусы.
Вид на долину реки Похо (Pojo), уходящую в сторону от нашего пути (пересекали мы в Эсперансе ту же реку).
Красота и брусчатка вниз в деревню. Гыгы.
Нам и на грейдере хорошо.
Солнца сегодня очень мало. Днем от +21 до +26. А вот ветер в лицо сильный, как обычно. Через 500 м подъема въехали в облачные леса. Шикарно. Едем краем огромного национального парка Амборо (Amboro).
Собственно, мы ехали в облаке метров 300 подъема. А потом - раз - и выехали. Солнце.
В конце подъема снова встряли на ремонтных работах, но совсем ненадолго. Вот прямо на повороте на фотке выше.
Перевалили перевал, чуть приспустились - и мы снова в облаке. Забавно. А долины таинственно прекрасны.
Воды в облачных леса на склонах достаточно: на протяжении подъема ручьи стекали то тут, то там. на спуске тоже были, но мало. Однако, спокойно набрать я решилась только в облачном лесу: я уверена, что она чистая, так как выше никто не живет и в воду не гадит, и вообще это нацпарка отрезок. А то местные в ручьях и стирают, и авто моют (наблюдали такие картины не раз).
За перевалом проехали деревеньку La Siberia. Недалеко от нее и встали, найдя полянку в зарослях вечнозеленой облачной растительности.
Вечером +13. Сыро уж очень. С ветвей капает, трава мокрая.
Сегодня впервые видела совершенно безумную собаку, скалящуюся и урчащую. а еще видели поросят впервые в этом сельхозрегионе.
Высота ночевки 2960 м.
Навигация:
Зачин
Заброска, выброска
1. Рута 51. Аргентина
2. Соль, пустыня и вулканы. Аргентина, Чили
3. Гейзеры Эль Татио. Чили
4. Бескрайняя соль Уюни. Боливия
5. Грозовое плато. Боливия
6. Ла-Пас. Боливия
7. По "Дороге смерти" и дороге разочарований. Боливия
9. Разнообразная Panamericana. Боливия