ulawa (ulawa) wrote,
ulawa
ulawa

Categories:

Велопоход Аргентина-Чили-Боливия. Зачин

Второй раз мы в Южной Америке. Мы оба многим недовольны (разным причем), мы намотали на ус километры выводов, мы с удовольствием смотрим фоточки из похода полуторалетней давности и уже не считаем его такой уж неудачей.
Высотные пустыни Аргентины, Чили и Боливии, джунгли, ледяной ветер и знойное солнце, пыль и соль, горные витиеватые дороги, вулканы и гейзеры, хребты и равнины - все это мы прошли с 19 октября по 5 декабря 2015 года (даты указала с перелетами, двигались с 22.10.2015 по 01.12.2015). Всего 42 дня, из них 33 ходовых. Пройдено 1817 км, среди которых 1079 асфальта и 738 иных покрытий, включая грейдер, песок, камни, брусчатку, соль (соотношение примерно 6/4, все данные сведены в таблицу, что в конце поста).
Состав группы: Бетин Евгений и Шарыгина Юлия.


(ссылка на картинке ведет на гугл-карту, красный и синий - череда дней, желтый - проброска. трэки на gpsies.com)

Нитка маршрута: Salta (Аргентина) - ruta 51 - San Antonio de los Cobres - Paso Sico (Чили) проброска - San Pedro de Atacama - гейзеры El Tatio - Calama - автобус до Uyuni (Боливия) - солончак Uyuni - Oruro - La Paz - Camino de las Yungas ("Дорога смерти") - Coroico - автобусы до Cochabamba - Incallajta - Panamericana, F7 - El Fuerte de Samaipata - Santa Cruz de la Sierra (Боливия).

Это наш первый столь длительный поход. Нас не было дома 47 дней. И это тяжело.
Хотя несомненно, для многих путешественников, странствующих годами, это смешные цифры. Но не для нас.
Поэтому я назвала его
Долгая дорога в Андах.

Световой день. Поначалу примерно 13 часов, постепенно чуть увеличивался. Восход в 6.46, закат в 19.28. Разница во времени с Аргентиной -6 часов, разница во времени с Чили -6 часов, разница во времени с Боливией -7 часов.

Визы в Аргентину и Чили не нужны. Визу в Боливию делали в московском офисе посольства Боливии бесплатно. Делалась за неделю. А теперь их тоже вовсе отменили.

Достопримечательности.
Ruta 51 в Аргентине, поднимающаяся от Сальты к переходу в Чили через Paso Sico.



El Tatio гейзеры, находящиеся по дороге В-245 из Сан Педро де Атакама. Чили. Туристов в эту геотермальную область предпочитают завозить ранним утром, когда гейзеры парят. Но мне больше понравилось там гулять днем, когда хорошо видно, что как бульбулирует. Вход стоит 5000 чилийских песо. Можно заночевать за 1000 песо рядом или в альберге. Дорога тупиковая, почти.



Salar de Uyuni. Боливия. Солончак Уюни (высохшее некогда соленое озеро) - самый большой в мире, занимает площадь более 10,5 тыщ кв.км. Покрыт слоем соли в 2-8 метров глубиной. В сезон дождей (условно с декабря по февраль - летом) покрывается тонкой пленкой воды и становится самой большой зеркальной поверхностью в мире.
Можно заехать на вулканический остров Incahuasi, усеянный кактусами, и подняться на него, заплатив 30 боливиано.



Camino de las Yungas ("Дорога смерти"). Cтарая дорога, соединявшая Ла-Пас и Коройко более 70 лет. Построена она была в 30-х годах прошлого века. А "Дорогой смерти" ее прозвали из-за опасности езды, обусловленных узостью проезжей части и климатическими условиями. Видимость на ней ограничена почти всегда: в сезон дождей из-за влаги, а в сухой сезон из-за пыли. Летом - частые обвалы, в том числе проезжей части. Зимой - размытие покрытия. Резкие повороты, сыпуха, большой градиент. Все это унесло немало жизней. Сеть заполнена роликами о том, как автомобили не справляются с ее преодолением.
Для велотуров дорогу открыли в 90х годах 20 века. И с тех пор на ней погибло 18 велосипедистов. Стоит 25 боливиано.



Incallajta (кечуа Inka Llaqta, букв. «город инков») — один из наиболее важных археологических памятников Боливии. Внесен в список ЮНЕСКО. Вход стоит 15 боливиано.
Крепость и поселение возведены в 15 веке в годы правления Инка Юпанки. Площадь поселения составляла около 80 гектаров. Позднее, при Уайна Капаке, город был реконструирован.
Инкальяхта представляла собой военную крепость, политический, административный и церемониальный центр Кольасуйу, одной из 4 провинций Тауантинсуйу, а также оборонительный рубеж для защиты от набегов чиригуа.
Раскопки Инкальяхты впервые проведены в начале 21 века группой под руководством Лоренса Кобена из Пенсильванского университета. Когда-то у него был сайт, посвященный раскопкам, но сейчас он не доступен.
Главное здание, Кальянка, занимает 25 x 78 метров, и являлось на то время крупнейшим зданием под крышей в доколумбовой Америке. Крыша опиралась на 24 колонны, диаметр основания которых достигал 2 метров.



El Fuerte de Samaipata. Древний город открыт с 8 до 12 и с 14 до 18 с пн по пт. Стоит вход 50 боб с носа. Эти руины тоже внесены в список ЮНЕСКО и пользуются большей популярностью, чем Инкаяхта.
Комплекс Фуэрте-де-Самайпата (крепость Самайпата), также известный как Эль-Фуэрте не был военным укреплением и, по мнению историков, являлся доколумбовым религиозным местом, построенным людьми чане — доинкской крупной этнической группой в составе араваков. Здесь же находятся руины города инков, построенного рядом с комплексом во времена экспансии инков на юго-восток. Инки и чане периодически подвергались набегам воинов гуарани, которые время от времени вторгались в регион. В итоге гуарани завоевали равнины и долины Санта-Крус и разрушили Самайпата. Гуарани также доминировали в регионе и во времена испанской колонизации.



Есть еще ряд не столь громких достопримечательностей, но что-то мне влом о них писать здесь и сейчас. Попозже допишу, если нужно.

Люди, отношение, национальные особенности. Люди в сельской местности везде простые и гостеприимные. Готовы приютить и помочь, но и не вмешиваются. Нас звали ночевать в дом в горах Аргентины, нам принесли теплые одеяла и шоколадки в горах Боливии. В городах же, особенно в Боливии, мы чувствовали себя в опасности, так как были запуганы путеводителями и рассказами. Но все обошлось. Никто не нападал, не приставал, да и мы не любители много гулять по городам и заглядывать в темные подворотни.
Говорят все на испанском, конечно. Хотя в Боливии встречаются области, где местные жители - низкорослые индейцы кечуа - так же плохо владеют испанским. На высоте, как правило, живут индейцы. Они часто живут в хибарках, носят традиционную одежду. Женщины в цветастых юбках и котелках (в теплую погоду) или в вязанных шапках (в холодную). Мужчины менее отличаются от современных обитателей городов. Что им менять: штаны да рубаха. Но видели и настоящих пропыленных гаучо, высоких и статных, на столь же высоких и статных лошадях, на подъеме в горный хребет по 51 руте Аргентины.
На английском говорят в отелях, туринфо в городах или туристических поселках.

Снаряжение. Мой вел: cube nature + bb7 + переключатели shimano XT + втулки shimano slx + обода dtswiss tk540 + покрышки schwalba marathone allmotion. У Женя та же обвеска, а рама cube cross.
Задние багажники old man mountain sherpa, передние old man mountain ultimate lowrider (давно нам служат).
Горелка Covea Booster +1 (мультитопливная). Готовили на бензине, как и все последние походы. В Аргентине бензин среднего качества, в Чили получше, в Боливии сносный. В Боливии, кстати, может не оказаться бензина на заправке. Газ и дизель есть, а бензина может не быть. Зато в поселках его вполне могут продавать в розлив в каком-нить домике. Бензин брали самый дешевый. В Аргентине и Чили он разделяется как-то примерно на super, premium и что-то еще.
Спальники Сивера Ирий -4 пуховые, одеялки синтетические Сивера Посага, палатка Bask Reach-2, пенки двуслойные 10мм. впервые пользовались одеялками. Очень понравилось. в жару можно спать под ними (выдерживают температуры до +13), а при минусе (максимум -15, кажется было) мы накрывали ими сверху спальники, что бы влага выводилась наружу и оставалась на них, а не в пуху, ну и для тепла. Было хорошо.
Ремнабор. Меняли колодки, конечно. Поменяли каждый по комплекту: на передних и задних колесах. Поломок не было. Кроме того, что мне при переездах процарапали ногу вилки. Но на ее работоспособности пока это не сказалось.

Вода. Воду в основном набирали. Нам требуется порядка 9 литров день. И у нас есть мешки для воды ortlieb на 4 литра и на 2 по 4 штуки. так что мы могли набрать воды на несколько дней сразу. Порой в гостиницах набирали, порой в источниках и речушках, ручьях, кранах при школьных стадионах и заправках, порой просто просили у людей. Никто не отказывал. Один раз пришлось купить в Боливии в поселке Quillacas. Двухлитровая бутылка стоила 8 боливиано. Прикупали только сладкой воды попить. В воду я часто растворяю шипучие изотоники, представляющие собой в общем то комплексные витамины.

Ночевки. Ночевали в основном, где придется. Трудности с поиском места возникали только в дождевых лесах, так как слишком они густые, в джунглях, так как они густые, а где расчищено, там либо населенка, либо поля. На переездах ночевали в хостелах в городах. В пустынях на плато места много, но оно част очень хорошо просматривается. На высотах более 3000 метров обычно уже минус ночью. Да и в области пустыни Атакама, несмотря на дневную жару, ночью зябко - не более +5. В предгорьях же ночью температура не опускается ниже +15.

Здоровье. Аптечка в этот поход дополнилась средствами профилактики горной болезни: диакарб (диуретик, сбрасывает кислотность крови) и аспаркам (восполняет запасы калия и магния, вымываемые под воздействием диакарба), а так же витамины С и Е. Побочный эффект диакарба чувствуется как покалывание в кончиках пальцев или на лице.
В высотных пустынях Жень постоянно кашлял от сухого воздуха и ледяного ветра, и я начинала в какой-то момент. В последний день похода я заболела невесть чем: живот болел, изжога, вздутие, сначала температура.
Реакция на высоту у нас примерно одинаковая: головная боль, головокружение, слабость, одышка. Но появлялась она на разных высотах: у Женя на 3300 примерно, у меня на 3600.
Для высотной адаптации нами было взято правило подъема горников: ночевать на высоте, не превышающей предыдущую более чем на 600 метров. Перевалы днем брать почти любые, но обязательно за ними спускаться на допустимую для ночевки высоту.

Еда, магазины. В больших городах типа Ла Паса, Сальты, Каламы, Санта Крус есть супермаркеты. Они могут быть разбросаны по окраинам, а могут находиться и в центре. В них большой ассортимент продуктов, но консервированного мяса нет, только рыба и овощи/фрукты. В городках типа Сан Антонио де лос Кобрес, Оруро, Коройко, Сан Педро де Атакама лишь прилавочные магазины. Приходится походить по ним, повыбирать продукты. В поселках прилавочные магазинчики скудны, для закупок не годятся.
В городах обычно есть закусочные и дорогие рестораны. В закусочных для местных дешевле. Но в Боливии есть понятие almuerzo - комплексный обед. Дешевле всего найти закусочную на окраине, предлагающую этот альмуэрсо. В него входит суп, второе из риса и курицы, как правило, и компот. Хотя за напитки обычно надо платить отдельно. В Сан Педро де Атакама за стадионом есть дешевые закусочные, называемые Chorillos, если я правильно запомнила. Тоже вполне дешевые.

Траты на двоих:
закупки: 768 ars + 52216 clp + 423.02 bob
еда в закусочных и все такое: 200 ars + 67200 clp + 951.5 bob
ночевки: 300 ars + 116000 clp + 930 bob
транспорт: 20000 clp + 460 bob
бензин: 20 ars + 1950 clp + 4 bob
достопримечательности: 10000 clp + 270 bob
иное: 30 bob
Итог: 1288 ars + 267366 clp + 3068.52 bob = 1058.18 $

Курсы на тот момент:
1bob = 0.145$ 1$ = 6.91bob 1bob = 8.88 rub 1rub = 0.11bob
1clp = 0.001482$ 1$ = 674.66 clp 1clp = 0.09rub 1rub = 11clp
1ars = 0.11$ 1$ = 9.5ars 1ars = 6.46rub 1rub = 0.15ars

Сводный график движения

день дата маршрут км всего асфальт иное набор сброс
1 22.10.2015 Salta - Инхеньеро-Маури 56 33 23 1157 117
2 23.10.2015 Инхеньеро-Маури - Лас Куэвас 64 64 1365 148
3 24.10.2015 Лас Куэвас - Сан Антонио де лос Кобрес 45 22 23 765 444
4 25.10.2015 Лос Кобрес - Чорийос 18 18 444 57
5 26.10.2015 Чорийос - Олакапато 45 45 90 663
6 27.10.2015 Олакапато - Катуа 46 46 489 507
7 28.10.2015 Катуа, Аргентина - Эль Десиерто, Чили 36 6 30 375 443
8 29.10.2015 Эль Десиерто - Сан Педро де Атакама 85 85 392 950
9 30.10.2015 Сан Педро де Атакама - хребет Кордон-Байо 32 15 17 869 265
10 31.10.2015 хребет Кордон-Байо - Мачука 24 24 1100 136
11 01.11.2015 Мачука - Эль Татио 37 37 674 380
12 03.11.2015 Эль Татио - перекресток дорог 155/145/245 27 27 799 1041
13 04.11.2015 перекресток дорог 155/145/245 - Токонсе 20 20 208 913
14 05.11.2015 Токонсе - Калама 94 93 1 271 1365
15 07.11.2015 дневка, Калама 34 34 562 564
16 08.11.2015 Уюни - Колчани, полудневка 24 16 8 103 109
17 09.11.2015 Колчани - остров Инкауаси 80 4 76 309 314
18 10.11.2015 Остров Инкауаси - Коата 63 63 358 349
19 11.11.2015 Коата - Тамбо-Тамбильо 69 29 40 576 458
20 12.11.2015 Тамбо-Тамбильо - Кондо 74 74 387 439
21 13.11.2015 Кондо - Пакахе 91 91 362 388
22 14.11.2015 Пакахе - Оруро 52 52 237 234
23 16.11.2015 дневка, Ла-Пас 24 24 616 616
24 17.11.2015 Ла-Пас - F3 перед Понго 37 37 1147 938
25 18.11.2015 Понго - Villa Bella 50 18 32 798 3363
26 19.11.2015 Villa Bella - на F43 за Арапата 31 31 1112 876
27 23.11.2015 Кочабамба - Тираке 57 57 1404 763
28 24.11.2015 Тираке - Койпа 74 64 10 932 1520
29 25.11.2015 Койпа - поворот на F7 31 31 710 608
30 26.11.2015 поворот на F7 - Йату Пампа 52 7 45 1220 895
31 27.11.2015 Йату Пампа - Ла Сибериа 49 49 1145 1255
32 28.11.2015 Ла Сибериа - Ла Палисада 68 26 42 563 1867
33 29.11.2015 Ла Палисада - Маирана 80 80 972 1286
34 30.11.2015 Маирана - Лос Монос 61 61 1333 1635
35 01.12.2015 Лос Монос - Санта-Крус-де-ла-Сьерра 87 87 737 1334
Итого 1817 1079 738 24581 27240


Навигация:
Заброска, выброска
1. Рута 51. Аргентина
2. Соль, пустыня и вулканы. Аргентина, Чили
3. Гейзеры Эль Татио. Чили
4. Бескрайняя соль Уюни. Боливия
5. Грозовое плато. Боливия
6. Ла-Пас. Боливия
7. По "Дороге смерти" и дороге разочарований. Боливия
8. В поисках сокровищ инков. Боливия
9. Разнообразная Panamericana. Боливия
Tags: Альтиплано, Анды, Аргентина, Боливия, Чили, Южная Америка, велопоход, долгая дорога в Андах, зачин
Subscribe

  • Эквадор 1. Cotopaxi

    Первые дни всегда трудны: акклиматизируешься, мышцы не привыкли тянуть такой вес на велосипеде, не высыпаешься в перелетах. Так и в этот раз, четыре…

  • Долгая дорога в Андах: разнообразная Panamericana

    Последняя часть отчета в стиле день-за-днем о том, как мы просто катимся к финальной точке в Санта-Крус-де-ла-Сьерра по ветке Панамериканского шоссе…

  • Долгая дорога в Андах: в поисках сокровищ инков

    Ну что же, мы решили расслабиться и просто ехать по одной из ветвей Панамериканы - шоссе, проходящему через все Америки с севера на юг, а по пути…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments